Interested Article - Тазия
- 2020-02-10
- 2
Та’зи́я ( араб. تعزية — соболезнование) — в исламе , соболезнование семье и близким умершего человека. В шиитском исламе тазией называется религиозная мистерия, театрализованное представление в память о «мученической» смерти внука пророка Мухаммеда , Хусейна ибн Али .
Соболезнование
Соболезнование желательно выразить в течение первых трех дней и трех ночей после смерти усопшего. Выражение соболезнования в более поздний срок разрешается в том случае, если соболезнующие люди в это время были в пути или по различным причинам поздно узнали о смерти этого человека . Во всех суннитских мазхабах кроме маликитского , нежелательно ( макрух ) выражать соболезнование более одного раза.
Тазия совершается для успокоения семьи покойного. Близким умершего напоминают о терпении ( сабр ) и о том, что жизнь и смерть происходят по воле Аллаха. В хадисе пророка Мухаммеда говорится о том, что «непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день , носить траур по покойному более трех дней, если только дело не касается её мужа, по которому траур следует соблюдать четыре месяца и десять дней» . Важным считается выражение соболезнования после похорон ( джаназа ), когда близкие покойного больше всего испытывают чувство одиночества и нуждаются в поддержке. Выражать соболезнования можно в доме или мечети , однако ночевать в доме покойного, когда соболезнования выражаются в его доме, в исламе порицаемо .
При произнесении соболезнования мусульманину говорят: «А‘замал-лаху аджракя ва ахсана ‘аза-’акя ва гафара лимай-йитикя» (Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату. Да простит грехи покойного); если покойник немусульманин ( кафир ), а соболезнование произносится мусульманину, то говорят: «А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака»; если покойник мусульманин, а соболезнование произносится немусульманину, то говорят: «Ахсанал-лаху ‘аза-’ака ва гафара лимай-итикя». Причина, по которой разным категориям людей произносятся разные слова, заключается в том, шариат запрещает произносить мольбы ( дуа ) покойнику-немусульманину .
Шиитские мистерии
В шиитском исламе тазией называется религиозная мистерия, театрализованное представление в память о «мученической» смерти Хусейна ибн Али (10 октября 680 г.). Тазия совершается в первые десять дней месяца Мухаррама . Согласно шиитской традиции, непосредственно после гибели Хусейна начались особые траурные «собрания оплакивания» (маджалис ан-нияха). Согласно аль-Якуби, в знак раскаяния в своем предательстве куфийцы встретили пленённых родственников Хусейна плачем и самоизбиением, а на обратном пути в Медину представители «святой семьи» уговорили своих охранников остановиться у Кербелы . Там впервые было устроено первое оплакивание на 40-й день трагического события .
При Омейядах ежегодное поминание Хусейна и его спутников проходило негласно в Медине в домах шиитских имамов. Первоначально Аббасиды даже поощряли открытое проведение траурных церемоний, но при аль-Мутаваккиле (847—861) тазия была запрещена. При Буидах тазия получила в Ираке статус официального праздника. В 963 г. в Багдаде впервые была торжественно отпразднована тазия. Традиция празднования тазии появились в Сирии при Хамданидах , в Египте — при Фатимидах , в Иране — при Сефевидах .
В первое время «собрания» проходили в домах членов Ахль аль-Байт , позже — у шиитских святынь. В IX в. появляются профессиональные «плакальщики» и «ведущие». В начале X в. в Багдаде, Халебе и Каире появились специальные дома для проведения тазии ( хусейния ) .
Празднование начинается в домах почитаемых шиитов, а затем перемещается в хусейнию или другие общественные места. Там в поэтически-театрализованной форме воспроизводится путь отряда Хусейна из Медины в Ирак. Также шииты проводят «домашние оплакивания», которые могут быть организованы дома в любое время года .
Тазия начинается со вступительной проповеди муллы-роузехана, предназначенной для создания у зрителей подобающего настроения. Проповедь заканчивается пением хора мальчиков, во время которого перед зрителями проходят «грудобойцы» и «камнебойцы», бьющие себя в грудь кулаками и камнями. Затем начинается само представление, в котором воспроизводятся эпизоды из жизни и истории гибели Хусейна и его близких. Представление сопровождается чтением поэм о трагических событиях .
Содержание и оформление тазии эффективно служит пропаганде идей шиизма, основной доктриной которого является наследование верховной власти ( имамата ) среди Алидов . В настоящее время в Иране тазия используется также в политических целях .
Примечания
- .
- Сборники хадисов аль-Бухари и Муслима
- ↑ .
- ↑ , с. 220.
- , с. 221.
Литература
- Прозоров С. М. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 220—221. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 745. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Абу Бакр аль-Касани . / Сост. и пер. с араб. А. Муслимов; Под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. — Н. Новгород : Махинур, 2006. — 192 с.
- / Chelkowski, P. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- 2020-02-10
- 2