Троицкая лаврская семинария
- 1 year ago
- 0
- 0
Берлинская раввинская семинария ( нем. Rabbiner Seminar für das Orthodoxe Judenthum ) была основана в Берлине 22 октября 1873 года раввином доктором Азриэлем Гильдесхаймером для подготовки раввинов , принадлежащих к направлению ортодоксального модернизма .
Семинария была закрыта нацистами в 1938 году. В 2009 г. восстановлена под названием Семинария Гильдесхаймера, в открытии приняли участие потомки основателя семинарии. Современная семинария переместилась в новые помещения — синагога Скобло и Учебный центр (Брунненштрассе 33, район Хаккешер-Маркт ).
В Европе в первой половине XIX века шла острая внутриеврейская борьба между реформистами и ортодоксами , к середине века реформисты сумели завоевать значительные позиции . Ортодоксальная община Берлина , находившаяся в меньшинстве, основала общество «Адас Исраэль» и пригласила на пост раввина доктора Азриэля Гильдесхаймера в 1869 году . Гильдесхаймер согласился, с условием, что он будет продолжать просветительскую деятельность, как до этого в Венгрии . Получив согласие общины, Гильдесхаймер провел в разных частях Германии в 1872 году серию лекций, чтобы убедить в необходимости создания учебного заведения нового типа, где готовили бы ортодоксальных раввинов, владеющих также всем богатством европейской культуры. Вследствие этих выступлений был создан комитет по созданию раввинской семинарии нового типа — того, что стали называть позднее ортодоксальным модернизмом .
22 октября 1873 года произошло торжественное открытие семинарии . Гильдесхаймер занял пост ректора , кроме него в семинарии работали р. Давид Цви Хоффман по Талмуду , Танаху и Галахе , др. Авраам Берлинер по истории литературы и истории евреев, затем присоединился Яаков Барт по ивриту , толкованиям Танаха , кроме Торы, а также философии религии. Новый преподаватель Гирш Гильдесхаймер, сын ректора, взял на себя историю. В академическое расписание включили Филонa , Иосифа Флавия и географию Палестины . Ещё позднее к преподавательскому составу присоединились др. Саломон Кон по теоретической и практической гомилетике и выпускник семинарии Я. Вогельмут по Талмуду, философии религии и теоретической гомилетике.
После смерти основателя семинарию возглавил выдающийся специалист по Танаху Давид Цви Хоффман (его часто цитирует Нехама Лейбович . Последующий ректор Авраам Элияу Каплан рано умер, и тогда на должность пригласили р. Иехиэля Яакова Вайнберга .
После прихода нацистов к власти стало ясно, что семинария не сможет продолжать работу в Германии. Попытки передислоцировать её в подмандатную Палестину наткнулись на сопротивление тамошних религиозных кругов, и в 1938 году семинария была закрыта, а р. Вайнберг был выслан за пределы германского рейха .
Фактически главные представители ортодоксального модернизма сформировались под влиянием семинарии и р. Гильдесхаймера, а также книг р. Ш. Р. Гирша .
Построение курса имело большое сходство с конкурентными учебными заведениями: нем. Hochschule für die Wissenschaft des Judentums (Высшая школа еврейской науки об иудаизме в Берлине) и семинария в Бреслау . Все три учебных заведения имели деление на нижнее и верхнее отделение. У Гильдесхаймера учились шесть лет, в Высшей школе — 5, а в Бреслау — 7. Семинария имела два отделения: начальное и высшее. Начальный курс продолжался два года, после чего надо было сдать экзамен для поступления в высшее отделение. Впрочем, иногда допускалась сдача экзамена сразу в высшее отделение. В последнем учились четыре года, и в качестве условия поступления требовалось умение читать места из Талмуда на среднем уровне сложности, включая Раши и Тосфот , а также диплом выпускника гимназии или свидетельства о возможности поступить в последний класс гимназии. И, конечно, религиозный образ жизни кандидата. Обучение в семинарии завершалось экзаменом по знаниям о еврейских обычаях и законах. При успешной сдаче экзамена выпускник получал диплом, традиционное посвящение в раввины ( смиха ) выдавалось р. Гильдесхамером редко, только выдающимся ученикам. Диплом содержал условие, что его обладатель будет придерживаться ортодоксального иудаизма, в противном случае он задним числом становился недействительным.
Учебная программа при Гильдесхаймере была похожа на принятую в Высшей школе и семинарии в Бреслау, главным предметом являлись Талмуд и кодексы. В первые два года изучалась начальная часть кодекса Шулхан Арух — « » с упором на практические вопросы. Два часа посвящались Пятикнижию (Торе) , два — на грамматику иврита и экзегетику , ещё час — на Мидраш и гомилетику . На втором году обучения ещё два часа отводилось истории евреев. На третьем и четвёртом году на Талмуд отводилось 5 часов в неделю, и дополнительные 2-5 часов шли на изучение литературы из жанра «респонса» . Третьекурсники изучали также два часа в неделю историю Исхода из Египта, два на географию Палестины, ещё два — на еврейскую историю. На четвёртом году изучали пророков и историю и литературу евреев. На пятом и шестом году изучали 5 часов в неделю Талмуд, три — респонсы, по два — на Пятикнижие и пророков и ещё два на еврейскую историю и литературу.
Факультативы читались по « Путеводителю растерянных » Маймонида и историческому анализу источников Мишны . Курс по научному анализу иудаизма не давал баллов, но был обязательным. Этот курс и затем обучение в университете давали основу «научно-еврейского образования».
Сам Гильдесхаймер вёл для начинающих занятия по трактатам «Иевамот», «Шаббат», «Кетубот», что затрагивало актуальные вопросы брака и праздников. Он читал курс о сравнении книг Иехуды Галеви « Кузари » и « Путеводителю растерянных » Маймонида , курс истории евреев от Вавилонского изгнания до Маккавеев , а также важный курс, называемый: «Критика источников: исследования по новейшей библейской критике». Для студентов второго года и далее он читал продолжение курса истории и Талмуда.
Давид Цви Хоффман преподавал Талмуд: Шабат, а также законы Шабата из «Орах Хаим», а также книгу « Левит » и праздники. Для продвинутых он давал трактаты «Менахот», «Мегила», «Сукка», а также законы миквы , кашрут и книгу « Второзаконие ». Берлинер вёл курсы по ивритской литературе и по комментаторам Торы, а также Масоре (традиции передачи текста) и респонсам . Яаков Барт отвечал за Библию и грамматику иврита. Позднее прибавились курсы по использованию исторических источников и средневековой философии.
Интересно, что раздел « Шулхан Аруха » « » почти не изучался, так как реально всё гражданское судопроизводство велось властями, и еврейские законы практического значения не имели.
Семинария и её конкуренты предполагали получение степени доктора в университете, у Гильдесхаймера, как правило в Берлинском, параллельно с последними годами в семинарии. Отчёт о деятельности семинарии за 25 лет приводит список научных работ выпускников, темы охватывают довольно широкий круг вопросов: философия Кантa , папа Лев IX , еврейские элементы Корана , огласовка Мишны .
За первых 32 года деятельности семинария подготовила около 200 выпускников: раввинов, лекторов, профессоров. Выпускники иешивы пользовались большим спросом по всей Европе, в 1884 году Гильдесхаймер с гордостью заметил, что не смог удовлетворить все запросы европейских еврейских общин.