Паллас, Пётр Симон
- 1 year ago
- 0
- 0
Нина Симо́н ( англ. Nina Simone , настоящее имя Юнис Кэтлин Уэймон , англ. Eunice Kathleen Waymon , 21 февраля 1933 — 21 апреля 2003 ) — американская певица , пианистка, композитор, аранжировщица.
Придерживалась джазовой традиции, однако использовала самый разный исполняемый материал, сочетала джаз , соул , поп-музыку, госпел и блюз , записывала песни с большим оркестром.
Нина Симон родилась в штате Северная Каролина . Будучи шестым ребёнком в бедной семье из восьми детей, она начала играть на фортепиано в возрасте трех лет. Первой песней, которую она выучила, стала «God Be With You, Till We Meet Again». Демонстрируя свой талант, она стала выступать в местной церкви. Но её первый концертный дебют состоялся в возрасте двенадцати лет. Позже Симон рассказывала, что её родители, занявшие места в переднем ряду, были вынуждены уйти на задние, чтобы освободить . Симон отказывалась играть до тех пор, пока её родителям не разрешили вернуться на свои места. Позже этот инцидент поспособствовал её участию в движении за гражданские права.
Ей удалось получить образование в нью-йоркском колледже Juilliard School of Music , считавшемся престижным. Начав в 1953 году карьеру пианистки в ночных клубах Атлантик-Сити, она взяла псевдоним в честь своей любимой актрисы Симоны Синьоре . В начале 1960-х она подготовила сборник композиций Дюка Эллингтона , блюзовые баллады из бродвейских мюзиклов. В конце 50-х она уже записала 10 альбомов. Симон выступала на концертах не только как певица с удивительно богатым и гибким вокалом, но также как пианистка, танцовщица и актриса.
В 1965 году вышел самый успешный альбом I Put a Spell on You , в который вошли её самые популярные хиты: « I Put a Spell on You » (автор Скримин Джей Хокинс ), «Feeling Good» и « Ne me quitte pas ».
В 1966 г. последовал диск Wild is the Wind . Эти записи относились скорее к поп-соулу, некоторые критики стали называть её жрицей соула.
Нина Симон была лично знакома с Мартином Лютером Кингом , борцом за права чернокожих американцев. Певица имела четкую гражданскую позицию и боролась с расовой дискриминацией против темнокожих. Социальная тематика всегда присутствовала в творчестве «жрицы соула»: неравноправие, дискриминация и унижения проходили красной нитью по её песням.
После убийства Медгара Эверса , другого активиста борьбы за гражданские права, а также после убийства четырёх чернокожих детей появилось произведение « Mississippi Goddam ». Песни этой же тематики, такие как «Pirate Jenny», интерпретация песни Жака Бреля «Ne me quitte pas» стали классическими.
В 1968 году она выпустила сингл — политически заострённую песню «Ain’t Got No» из хиппи -мюзикла « Волосы ». К этому времени пресса обсуждала капризное поведение певицы на сцене.
Песни из её репертуара в дальнейшем пелись также другими исполнителями и становились хитами. Это, например «Don’t Let Me Be Misunderstood», впоследствии рок-хит группы « The Animals ». Известная в её исполнении песня « The House of the Rising Sun » также стала хитом в исполнении «The Animals». Песня «I Put a Spell on You» оказала влияние на вокальные партии в хите «Michelle» группы « The Beatles ».
Альбомы конца 1960-х были не такие эклектичные и непредсказуемые, как её ранние альбомы.
В 1970 году Симон объявила о том, что разочарована американским шоу-бизнесом, и удалилась на Барбадос . Остаток жизни провела во Франции .
С 1970 по 1978 годы она подготовила семь студийных работ, сборник песен под собственный аккомпанемент. После долгого перерыва в 1993 году вышел последний альбом с новым материалом: «A Single Woman».
Последние годы Нина Симон страдала от рака молочной железы , что в итоге и стало причиной её смерти в апреле 2003 года . Она скончалась во сне в своём доме в городке Карри-ле-Руэ на юге Франции в возрасте 70 лет.
За свою карьеру Нина Симон выпустила 170 студийных и концертных альбомов и синглов, исполнила более 320 песен.
Осознание Симон расового и социального дискурса было вызвано ее дружбой с чернокожей писательницей-драматургом Лоррейн Хэнсберри . Симон заявила, что во время ее бесед с Хансберри «мы никогда не говорили о мужчинах или одежде. Это всегда были Маркс , Ленин и революция — настоящие девичьи разговоры». Влияние Хансберри посеяло семена для провокационных социальных комментариев, которые стали ожиданием в репертуаре Симон. Один из самых обнадеживающих гимнов активности Нины «Быть молодым, одаренным и черным» был написан совместно с Уэлдоном Ирвином в годы, последовавшие за кончиной драматурга, и получил название одной из неопубликованных пьес Хансберри. В круг общения Симон входили известные черные левые, такие как Джеймс Болдуин, Стокли Кармайкл и Лэнгстон Хьюз: тексты ее песни «Backlash Blues» были написаны последним
Нина Симон была лично знакома с Мартином Лютером Кингом , борцом за права чернокожих американцев. Певица имела четкую гражданскую позицию. Она боролась с расовой дискриминацией против темнокожих, за что её саму прозвали «Мартином Лютером в юбке». Социальная тематика всегда присутствовала в её творчестве: неравноправие, дискриминация и унижения проходили красной нитью по её песням.
Социальный комментарий Симон не ограничивался движением за гражданские права; песня «Четыре женщины» ( Four Women ) разоблачила евроцентрические стандарты внешнего вида, установленные для чернокожих женщин в Америке , поскольку в ней исследовалась внутренняя дилемма красоты, которая возникает между четырьмя чернокожими женщинами с оттенками кожи от светлого до темного. Она объясняет в своей автобиографии «Я околдовала тебя» ( I Put a Spell on You ), что цель песни состояла в том, чтобы вдохновить чернокожих женщин определять красоту и индивидуальность для себя без влияния социальных влияний. Чардин Тейлор-Стоун отметила, что, помимо политики красоты, песня также описывает стереотипные роли, которыми исторически ограничивались многие чернокожие женщины: мамушка, трагическая мулатка, секс-работница и сердитая чернокожая женщина.
От брака с Эндрю Страудом у Нины Симон родилась единственная дочь — Лиза Симона Келли (урожденная Лиза Селеста Страуд). Певица, композитор и актриса, известная своими работами на Бродвее , так же является исполнительным продюсером документального фильма Netflix — «What Happened, Miss Simone?» (2015).
Нине Симон поставили диагноз биполярное расстройство в конце 1980-х годов. Она была известна своим темпераментом и вспышками агрессии. В 1985 году Симон выстрелила из пистолета в руководителя звукозаписывающей компании, которого обвинила в краже авторских гонораров. Симон сказала, что «пыталась убить его», но «промахнулась». В 1995 году, живя во Франции, ранила сына своего соседа из пневматического пистолета после того, как смех мальчика нарушил ее концентрацию, и она восприняла его реакцию на ее жалобы как расовые оскорбления; она была приговорена к восьми месяцам тюремного заключения, которое было приостановлено до психиатрической экспертизы и лечения.
По словам биографа, Симон принимала лекарства с середины 1960-х годов и далее, хотя об этом, предположительно, было известно только небольшой группе близких людей. После ее смерти лекарство было подтверждено как антипсихотический Трилафон, который друзья и опекуны Симон иногда тайно подмешивали ей в пищу, когда она отказывалась следовать своему плану лечения. Этот факт скрывался от общественности до 2004 года, когда биография "Сломайся и выпусти все это наружу" ( Break Down and Let It All Out) , написанная Сильвией Хэмптон и Дэвидом Натаном, была опубликована посмертно. Певица и автор песен Дженис Йен, бывшая подруга Симон, рассказала в своей автобиографии "Дитя общества: моя автобиография" ( Society's Child: My Autobiography) о двух случаях, иллюстрирующих непостоянство Симон: один случай, когда она под дулом пистолета заставила кассира обувного магазина забрать пару сандалий, которые она уже носила; и другой, в котором Симон потребовала от Йен выплату роялти в обмен на запись одной из песен Йен, а затем вырвала телефон-автомат из стены, когда ей отказали.