Сущность права
- 1 year ago
- 0
- 0
«Происхожде́ние и су́щность украинофи́льства» ( рус. дореф. Происхожденіе и сущность украинофильства ) — книга историка и публициста Андрея Стороженко , вышедшая в Киеве в 1912 году . Является публикацией доклада, прочитанного автором на Собрании Киевского клуба русских националистов от 17 ноября 1911 года .
17 ноября 1911 года на заседании Киевского клуба русских националистов Андрей Стороженко сделал доклад, посвящённый анализу явления украинофильства . Доклад вызвал интерес и оживлённую дискуссию слушателей, его содержание было одобрено многими членами Клуба и было принято решение издать доклад с целью более широкого ознакомления с его содержанием. В 1912 году при участии Клуба доклад был издан в Киеве отдельной книгой.
Русский публицист и общественный деятель Михаил Меньшиков в « » в марте 1914 года так отозвался о материале Стороженко:
На общем собрании отдела А. В. Стороженко сделал очень ценный доклад о мазепинской опасности . Из доклада и оживленных прений выяснилась вся преступная, предательская подкладка мазепинской пропаганды. Это подземная война с нами, уже начатая двумя немецкими империями в виде подготовки к войне надземной. Не о «самостийной» Украине идет речь, а об отторжении двадцати пяти миллионов малороссов под австрийско-польское иго. Г-н Стороженко сам малоросс, как и большинство киевских националистов, — следует прислушаться к тревожному голосу этих сведущих людей.
Российский государственный и религиозный деятель Николай Жевахов , описывая события 1918 года , писал об этой книге:
Мало-помалу в Киев стали стекаться все те счастливцы, коим удалось вырваться из Петербурга и Москвы. Первым прибыл митрополит Киевский Владимир, и понадобилось только несколько дней для того, чтобы он услышал имя А. С. и стал бы к нему ездить за советами и наставлениями. Увы, визиты эти оказались уже запоздавшими. В своё время, несколько лет тому назад, я усиленно распространял в Петербурге книжку А. С. «Происхождение и сущность украинофильства» и, вручая её министрам и членам Государственного Совета, был и у митрополита Владимира, усердно прося его ознакомиться с её содержанием. Однако книжку откладывали в сторону и никто её не читал, об авторе никто раньше не слыхал, и имя его никому ничего не говорило.
Теперь же митрополит Владимир воочию убедился в значении этой книжки, ибо увидел буквальное осуществление предвидений автора.
В начале работы Стороженко приводит информацию о решающей роли киевских учёных и малоросов в целом в культурной жизни России в XVII - XVIII вв. По мнению автора, это являлось идеальной моделью создания общерусской культуры. При этом, пагубное разделение началось под влиянием поляков. Здесь упоминается Кирилло-Мефодиевское братство , Тарас Шевченко (близко общавшийся с поляками во дворе Энгельгарта , и в Вильно, и в ссылке) .
Стороженко поддал критике украинскую литературу, назвав её «зловонным болотом новейшей „украинской“ так называемой изящной словесности». Под украинской литературой подразумевал «работы разных Франков и Маковеев, Кобринских и Кобылянских, Винниченков и Карманских , Козловских и Крымских, Лесь и Олесей, Пачовских и Капельгородских, Онацких и Чернявских» .
Вся работа направлена на демонстрацию «беспочвенности» и «чужеродного» фундамента в происхождении украинофильства в России . Автор утверждает, что украинский язык — это выдумка самих украинофилов, имеющая антирусскую направленность: «из нового „украинского“ языка тщательно вытравливается всякий русский дух». Особенно преуспел в данной «подрывной работе» Михаил Грушевский , Стороженко на многочисленных примерах показывает осуществляемые им замены слов с общерусских на польские («рух» вместо «движение» и т. п) .
Одновременно с этим Стороженко ставит вопрос: «не скрываются ли под некоторыми „украинскими“ псевдонимами злобные сыны Иуды?», аргументируя это предположение тем, что и украинофилы, и «сыны Иуды» одинаково стремятся к политическим переворотам, а один из идеологов этого движения, Михаил Грушевский , выступает защитником прав еврейского населения .
Советский и украинский историк отметил, что в данной работе «либерально-буржуазный» историк Стороженко привязал деятелей Кирилло-мефодиевского братства к польському национальному движению искусственно .
Украинский диссидент и писатель Иван Дзюба назвал книгу Стороженко более скромной, чем фундаментальный «обвинительный труд» Сергея Щёголева « Украинское движение как современный этап южнорусского сепаратизма », но «не менее донощицкой». Дзюба пишет, что свою «политическую донощицкую» аргументацию Стороженко усиливает научной — филологической, которая тоже насыщена политически . Выражая общую оценку выводам Стороженко о сущности украинофилов и оценке автором деятельности Грушевского он сказал, что это было бы смешно, если бы не звучало актуально, потому что «нечто подобное мы слышим и сегодня от радетелей за украинский язык из числа его „знатоков“-ненавистников» . Кроме того, писатель сообщил, что ему не столько смешно, сколько грустно, потому что эти «чудные антиукраинства» ( укр. «дивовижі антиукраїнства» ) «пережили столетие и украшают как обывательскую, так и „интеллектуальную“ украинофобию в „независимой“ Украине» .