Interested Article - Расстрел (скульптура)

«Расстрел» монументальная скульптурная композиция работы И. М. Ханова , созданная в 1974 году . Находится на мемориальном кладбище революционеров в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Казани , столице Республики Татарстан .

История

Создание памятника «Расстрел» относится к 1974 году . Автор И. М. Ханов планировал установить его у стен Казанского кремля , однако нетрадиционное для социалистического реализма художественное решение скульптуры не устроило партийное начальство . Будучи посвящённой по своему формальному языку расстрелу красноармейцев и революционеров, скульптура пластически оказалась весьма прогрессивной для Татарстана того времени . В итоге, в 1980-х годах работа была установлена на Братском кладбище в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького , став частью комплекса памяти чекистов и работников татарской милиции, павших на боевом посту, созданного ещё в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции . В 2010 году, в том числе и за эту работу, Ханов был удостоен Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая .

Описание

Общий вид, 2020 год

Скульптура находится в глубине парковой зоны, рядом с могилами революционеров, павших от рук белогвардейцев в 1918 году . Являясь частью сложного пространственно развитого комплекса памяти чекистов и милиционеров, «Расстрел» замыкает перспективу главной аллеи кладбища . Памятник состоял из трёх частей — собственно самая скульптура Ханова, мраморная стела, боковой цветник с установленным на нём бетонным блоком с мемориальными табличками . «Расстрел» представляет собой прямоугольный барельеф из серого железобетона с примесью розовой мраморной крошки . Изготовлен методом литья с катодным цинкованием поверхности . Массивная барельефная стена была установлена на обширном площадке-основании прямоугольной формы, приподнятом над уровнем земли и облицованной керамическими плитками . Высота памятника составляет 4 метра, длина — порядка 13 метров (по другим данным — 4 x 15 м ) .

Знамённая стела (современное фото)

Темой барельефа является реквием , сцена прощания с погибшим товарищем. Центром композиции является группа из трёх человек, которые поддерживают тело павшего чекиста. На втором плане проступают и остальные герои барельефа . Все они — это суровые мужчины, стоящие плечом к плечу, что создаёт ощущение монолита. Пронзительные взгляды и напряжённые тела революционеров говорят о готовности без страха принять смерть, транслируют зрителю уверенность в правоте своего дела. Линии фигур очень схематичны, не столько анатомические, сколько биоморфны, в чём данная работа Ханова походит на картины Сикейроса , которого скульптор считал своим учителем . Вся плоскость барельефа прорезана косыми лучами солнца, данного скульптором в правом верхнем углу и которое буквально заливает светом место расстрела, что усиливает мотив праведности и наделяет работу необычайной экспрессивностью и выразительностью . На обратной стороне стены выбиты слова: «Стреляйте вернее, готовы мы пасть. Да здравствует наша Советская власть!» .

Перед барельефом установлена стела из белого мрамора с изображением склонённых знамён . Слева от центральной части комплекса был установлен квадратный цветник размером шесть на шесть метров, в углу которого находился блок из искусственного камня (бетон с мраморной крошкой) . На нём были помещены накладные бронзовые эмблемы советской милиции со следующим текстом :

Памятник сотрудникам правопорядка (современный вид)

Николаю Голубятникову, Александру Кулевесову, Ивану Александрову, Кириллу Тихонову, Миннибаю Мычилкину, Мухамадею Шарафееву, Павлу Лаврову, Борису Иванову, Хамидулле Загидуллину, Прокопию Салмину, Максиму Иванову, Рифкату Агадуллину, Михаилу Волкову, Виктору Гуслеву, Ивану Шубину и многим другим работникам Татарской милиции, павшим на боевом посту, от личного состава Министерства внутренних дел Татарской АССР 10 ноября 1967 года. Революция вручила им самое величественное дело: защищать человека. И они защищали и погибли в этой борьбе. Слава им вечная и любовь людская.

В дальнейшем, одновременно с приходом кладбища в упадок в 1990-х годах, монумент разрушился, бесследно исчезли и бронзовые таблички . Ныне на его месте находится памятник сотрудникам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга . Вместе с тем, на барельефе Ханова не имеется никакой таблички с указанием на его авторство , сама работа покрыта побелкой и походит более на гипсовую скульптуру, чем искажён замысел скульптора, а в ряде мест на выступающих частях имеются сколы .

По мнению критики, «Расстрел» является ярким примером поисков Хановым своего собственного художественного языка, выразившегося в резких, ломаных, рубленых скульптурных формах, диссонирующих с сознанием человека, но и вместе с тем наполненных гуманистическим пафосом, мощью и силой человеческого духа, противостоящего губительному хаосу войн и уничтожения . В пластическом отношении скульптуру отличает влияние авангарда 1920-х годов, плакатной и станковой графики на героическую тему, в особенности линогравюр К. К. Чеботарёва , поскольку рельеф несёт как декоративную функцию, так и подобен рисунку . Данная скульптура Ханова является единственной сохранившейся в Казани, тогда как всё остальное было уничтожено .

Примечания

  1. , с. 195.
  2. , с. 97.
  3. , с. 86.
  4. , с. 843.
  5. , с. 99.
  6. , с. 238.
  7. , с. 223—224.
  8. . Газета «Республика Татарстан» (23 апреля 2010). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  9. . Правительство Татарстана (30 августа 2010). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  10. , с. 238—239.
  11. , с. 224.
  12. , с. 239.
  13. , с. 17.
  14. , с. 189.
  15. . 2ГИС . Дата обращения: 8 ноября 2023.
  16. Ольга Юхновская. (9 февраля 2016). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  17. , с. 248—249.
  18. . . Газета «Республика Татарстан» (9 апреля 2010). Дата обращения: 8 ноября 2023.
  19. Ольга Арминен. . (9 мая 2011). Дата обращения: 8 ноября 2023.

Литература

Ссылки

  • . . (18 декабря 2013). Дата обращения: 8 ноября 2023.
Источник —

Same as Расстрел (скульптура)