Моше бен Нахман
- 1 year ago
- 0
- 0
Раввин Моше бен Яаков из Киева ( Моше Киевский II , Моше ха-Голе — изгнанник ; 1449, Шедува — около 1520, Кафа ) — ученый- талмудист , каббалист , автор пиютов . Руководитель еврейских общин Киева . Считался «величайшим еврейским мудрецом в Восточной Европе в конце 15-го начале 16-го веков» . В его бытность в Киеве его называли «венец всей общины, раввин, богослов и кабалист» . Автор ряда сочинений по астрономии, книги «Сефер ха-дикдук» («Книга грамматики»), трактата о еврейском календаре «Иесод ха-‘иббур» («Основа високосного года»), книг «Шушан содот» («Лилия тайн»), «Оцар ха-Шем» («Сокровищница Господня») и «Ша‘арей цедек» («Врата справедливости») и других трудов.
Моше сына Яакова родился в 1449 году в Шедуве . Получил образование в Константинополе . Путешествовал в Стамбул , где общался с караимами и раббанитами . Затем он переехал в Киев . В Киеве написал антикараимский полемический трактат .
Во время агрессии крымскотатарского мусульманского войска крымского хана Менгли I Гирея и разорения Киева и Киево-Печерского монастыря татары угнали детей Моше. Ему пришлось их выкупать у крымских татар на деньги, собранные пожертвованием в еврейских общинах .
В 1495 году Моше бен Яаков составил грамматику иврита и издал книгу «Сефер ха-дикдук» («Книга грамматики»), которую он писал около 13 лет. Одновременно с этим он написал трактат о еврейском календаре «Иесод ха-‘иббур» («Основа високосного года») .
Когда в 1495 году украинские евреи были изгнаны он был вынужден скитаться. В этот период он создал трактат посвящённый каббале, который назвал «Шушан содот» («Лилия тайн»), написал ряд каббалистических сочинений «Оцар ха-Шем» («Сокровищница Господня») и «Ша‘арей цедек» («Врата справедливости») .
Жизнь Моше бен Яакова был испорчена татарами не один раз. В 1506 году, когда он был в Лиде , во время крымскотатарского набега его взяли в плен и угнали в Крым . Этим похитителям людей должны были опять заплатить деньги, чтобы выкупить Моше бен Яакова. Деньги заработала и собрала еврейская община Солхата . После освобождения из мусульманского плена он поселился в Кафе, став там раввином. Кроме работы раввином он продолжил писать и создал принятый всеми еврейскими общинами Крыма молитвенник, который называется «Минхаг Кафа» («Кафская литургия») .
Моше бен Яаков вёл переписку с Самуилом бен-Али, который тогда был главой академии в Вавилонии .