Орёл-скоморох
- 1 year ago
- 0
- 0
«Скоморох» — театр, созданный в Москве антрепренёром и режиссёром М. В. Лентовским как театр для народа.
Театр был открыт в 1881 г. в помещении на Воздвиженке , первым спектакль был «Фрол Скобеев» Д. В. Аверкиева . Сохранились воспоминания С.Васюкова о театре :
«Везде по стенам <…> нарисованы портреты русских великих писателей, разные меткие изречения и пословицы, устроены ложи, партер и многочисленные дешевые <…> места идущие амфитеатром. <…> Была набрана очень недурная труппа, куда входила талантливая провинциальная молодежь».
Также свои впечатления о театре оставил А. П. Чехов :
«СКОМОРОХ» — ТЕАТР М. В. Л. ***
(3-е января)
Начну прямо с начала. В коридорах темно и жутко, как в инквизиционных подвалах. Лишние лампочки не мешает поставить. Цена умеренная, всем видно, контролем не надоедают, публика аплодирует — значит, хорошо. Но чертовски холодно! Зуб на зуб не попадешь. — Нос зябнет самым неприличным образом.
Когда мы вошли в театр, стоящие около вешалок предложили нам раздеться.
— А у вас тепло? — спросили мы.
— Тепло-с.
Мы поверили этим лгунам и заплатили по двугривенному. Заплатили даром, потому что через пять минут пришлось опять облечься в шубы. Нехорошо надувать! Коли холодно, так и говорите, что холодно, а не берите двугривенных. Гг. капельдинеры, надевая на нас шубы, поздравили нас с Новым годом. Это после двугривенных-то! Вежливо, но — некрасиво. Народный обычай поздравлять — может и не иметь места в народном театре.
В буфете всё есть, но нечем закусывать после водки: ни килек, ни селедки.
Выход ужасен. Нужно отворять две половинки двери, а не одну, а то приходится выходить поодиночке, гуськом, что скучно и неудобно. Тесноту нужно избегать по многим причинам.
Мы глядели «Смерть Ляпунова», драму Гедеонова . Пьеса старинная, холодная, трескучая, тягучая, как кисель, но мы почти ничего не имеем против её постановки на сцену «Скомороха». Пусть малознающая публика хоть за четвертак поучится истории. Это во-первых, а во-вторых, подобные пьесы понятны каждому, не тенденциозны и трактуют далеко не о пустяках… А этого, пожалуй, достаточно. При нынешней дороговизне и за это спасибо.
О труппе можно сказать весьма мало по весьма уважительной причине: видели её только раз. Г. Рахимов ничего себе. Картавящий г. Пальм («князь Пъёнский… Говою тебе… дъюг дъюгу»!!), Осетров, Протасов годятся; как для пьес, так и для сцены. Глядя на них, узнаешь тетку-провинцию. Г-жа Савина много ныла, много руками махала, энергично белками вращала, но ничего не вышло. Что-нибудь из двух: или она плохая актриса, или же озябла… Думаем, что то и другое."
В 1883 г. Лентовский был вынужден закрыть театр из-за материальных трудностей.
В 1886 г. театр возобновил свою работу в перестроенном здании бывшей панорамы «Константинополь» на Сретенском бульваре (сейчас на этом месте стоят здания страхового общества «Россия» ). Он открылся пьесой А. Н. Островского « Бедность не порок ».
В создании декораций для спектаклей принимал участие Фёдор Шехтель .
В театре играли Н. Н. Кудрина, П. К. Красовский, М. Т. Иванов-Козельский, В. Н. Андреев-Бурлак и др.
В 1888 г. театр был закрыт из-за недостатка финансирования.