Interested Article - Особняк А. И. Дерожинской

Особня́к Алекса́ндры Ива́новны Дерожи́нской — жилой дом в Кропоткинском переулке Москвы . Построен в 1901—1904 годах по проекту архитектора Фёдора Шехтеля для Александры Дерожинской, владелицы текстильного предприятия «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова». Признан одним из самых выразительных образцов московского модерна .

С 1959 года здание занимает посольство Австралии . С 1995-го имеет статус объекта культурного наследия федерального значения . В период с 2009 по 2013 год особняк был отремонтирован, проект восстановления получил гран-при конкурса «Московская реставрация» .

История

Особняк Дерожинской, 1902 год
Внешние изображения
по случаю окончания строительства особняка, созданное Фёдором Шехтелем, 1903 год

Александра Дерожинская

Земельное владение на месте будущего особняка Дерожинской в конце 1780-х годов занимала усадьба А. А. Наумова: в неё входили одноэтажный деревянный дом, несколько флигелей и служебных построек . В 1788—1789 годах у него гостил поэт Гавриил Державин . Позднее владение в Штатном (современном Кропоткинском) переулке было записано на Аграфену Васильевну Демидову, супругу гвардии поручика . В 1828—1838 годах в усадьбе жила мемуаристка Елизавета Янькова .

В начале XX века дом № 13 в Штатном переулке выкупила Александра Дерожинская, дочь купца- старообрядца Ивана Бутикова. Ему принадлежали несколько текстильных фабрик и многочисленная недвижимость: особняки, загородная усадьба, магазин на Мясницкой улице . После смерти родителей и брата, который не имел детей, Александра Ивановна унаследовала весь капитал и возглавила «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова». Под её руководством семейное предприятие вышло из кризиса и вновь стало прибыльным. Александра Ивановна (в первом браке Рябушинская ) на момент постройки особняка носила фамилию своего второго супруга, поручика лейб-гвардии конного полка Владимира Валериановича Дерожинского. Современники называли её одной из самых эксцентричных и влиятельных дам Москвы, которая открыто нарушала принятые в обществе каноны. Например, она одна из первых вступила в повторный брак, причём вне рамок общины старообрядцев. Хотя три поколения рода Бутиковых жили на Остоженке , Дерожинская переехала в Штатный переулок и в своём новом доме не установила молельную , как было принято в её семье .

В 1901 году Дерожинская пригласила для строительства своего нового особняка самого востребованного архитектора того времени, признанного мастера модерна Фёдора Шехтеля . В работе над проектом также принимал участие его помощник Александр Галецкий . Деревянная застройка была снесена, на её месте возвели новые служебный флигель и гараж . Проект отличался самым современным на момент строительства техническим оснащением: в особняке были электричество , телефон , водопровод , канализация , система водяного отопления и вытяжной вентиляции . Комплекс зданий окружили декоративной оградой с выразительными въездными воротами. В честь окончания строительства 6 февраля 1903 года Дерожинская устроила приём, меню обеда для которого также создал Шехтель .

Уже в 1910-м Александра Ивановна вступила в третий брак с Иваном Ивановичем Зиминым , владельцем «Товарищества Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина » . Консул Великобритании в 1912—1917 годах в Москве Брюс Локхарт вспоминал:

Мне занимательно было наблюдать, как мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями — двумя бывшими и одним настоящим. Это показывало толерантность и понимание, которые в то время были за пределами восприятия западной цивилизации. Английские жены, однако, с ханжеским ужасом разводили руками .

После революции

После октябрьской революции особняк национализировали , в 1918 году его заняло Культурно-просветительское общество Украинской рады . Годом позже в доме разместился внешкольный отдел Наркомпроса , которым заведовали Надежда Крупская и её заместитель — супруга Глеба Кржижановского . С 1921-го особняк передали в ведение Бюро по обеспечению иностранцев и поселили в нём делегатов III конгресса Коминтерна , в 1924-м — норвежскую дипломатическую миссию . Затем в особняке размещался редакционно-издательский отдел Главполитпросвета , в котором работал писатель Александр Воронский .

С 1925 до начала 1930-х годов особняк занимали представительства Узбекской , Туркменской и Таджикской ССР . В этот период сильно пострадали интерьеры: пропала оригинальная мебель, была изменена планировка главного холла, разобран камин кабинета, демонтированы светильники . В 1925 году здание заняла дипломатическая миссия Китая , которая с 1928-го получила статус посольства. С декабря 1949 года по февраль 1950-го его посещал Мао Цзэдун . C 1959 года особняк передан посольству Австралии .

Современность

Особняк после реставрации, 2014 год

20 февраля 1995 года особняк получил статус объекта культурного наследия федерального значения . К концу 2000-х здание сильно обветшало, несущие конструкции, фундамент и кровля были близки к аварийному состоянию, пострадали интерьеры и отделка. В 2009-м подготовили проект реставрации, средства на восстановление особняка предоставил МИД России , бюджет составил 325,4 млн рублей . Работы проводил коллектив института «Спецпроектреставрация» под руководством Натальи Танковой .

Стены и потолок гостиной оформили бумажными фотообоями с репродукцией фресок Виктора Борисова-Мусатова , воссозданных по эскизам из архивов Третьяковской галереи . Некоторые элементы внутренней отделки, например резные панно из дуба и стеллажи библиотеки, были окрашены в тёмный цвет, что исказило изначальный замысел и сделало интерьеры более «тяжеловесными» . Проект получил главную премию на конкурсе «Московская реставрация». После завершения работ здание вновь поступило в распоряжение австралийского посольства .

Архитектура

Как и в шехтелевском проекте особняка Зинаиды Морозовой на Спиридоновке , здание дома Дерожинской размещается в глубине участка, поодаль от красной линии переулка . Парадный вход расположен со стороны двора, а к проезду обращено одиннадцатиметровое арочное окно в раме из двух башенок . Ограда визуально уравновешивает здание, придавая ему монументальности, и также сглаживает неравномерность распределения мелкого лепного декора , которым правая часть обработана значительно сильнее левой . Особый узор решётки — спиральный многогранник «Роза Глазго » — повторяется во внутренней отделке и является связующим стилистическим звеном всей композиции .

Общее планировочное решение напоминает «Дом художника» в Кракове работы австрийского архитектора Йозефа Ольбриха : здание словно составлено из разновеликих кубов, которые создают асимметричную, но равновесную композицию . По мнению искусствоведа Марии Нащокиной , особняк Дерожинской стал вершиной творчества Шехтеля как основоположника московского модерна и послужил прототипом для работ многих других архитекторов, во многом предвосхитив кубизм XX века. При этом проект получал и негативную оценку: например, художник Борис Николаев называл его «чудовищным зданием, которое преследует, как кошмарный сон» .

Интерьеры

Роспись стен по эскизам Виктора Борисова-Мусатова , 2014 год
Камин «Адам и Ева» в главной гостиной, 2014 год
Парадная лестница, 2014 год

Оформление особняка характеризуется как смесь «поэтической романтики и декадентской тревоги». Считается, что Шехтеля вдохновила на проект Первая симфония Александра Скрябина . Общую задачу здания зодчий характеризовал как «архитектурный миф», в котором у каждой детали есть глубокий смысл, даже прозаические бытовые мелочи одухотворяются . Архитектор создавал эскизы для всех малых форм в интерьере, от светильников до дверных ручек, при этом главная роль отводилась свободному пространству. Чтобы сместить на него акцент, все предметы мебели и отделки оттеснялись к стенам, освобождая максимум места .

Первый этаж занимали просторная гостиная, библиотека, кабинет и спальни, на втором размещались детская, комнаты гувернанток . Главным помещением особняка является просторная гостиная первого этажа. По мнению искусствоведов, в качестве прообраза для неё Шехтель использовал дорический храм : камин « Адам и Ева » в восточной части заменяет собой алтарь , а высокое арочное окно на западе — вход в адитон . Как и во многих других проектах, зодчий сделал камин главным акцентом всего зала: по высоте он значительно превышает масштаб дверных проёмов. Портал окружает мраморная рамка с двумя фигурами, женская повёрнута спиной, мужская — лицом к залу. Городская легенда объясняет их позы отсылкой к сложной личной жизни хозяйки дома .

Продолжая тему античного храма, Шехтель планировал украсить главную гостиную росписями на тему времён года. Фрески должны были располагаться по всей поверхности потолка и верхней части стен, а их общая площадь составить 250 м². Исполнителем архитектор пригласил молодого художника Игоря Грабаря , Ознакомившись с его эскизами, Дерожинская предложила гонорар в 5 тысяч рублей вместо 10, которые озвучил живописец, поэтому контракт заключён не был. После Грабаря Шехтель пригласил своего друга, уже признанного мастера Виктора Борисова-Мусатова , однако хозяйка отвергла и его работу . Поскольку Шехтель был в отъезде, убедить заказчицу так же, как ему удалось в случае с Зинаидой Морозовой и панно Михаила Врубеля , было невозможно. Борисов-Мусатов писал коллеге Александру Бенуа :

Моя фреска потерпела фиаско... Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились... Владелица же палаццо , где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши .

Борисов-Мусатов умер осенью 1905 года, стены главной гостиной особняка остались окрашенными в белый цвет . В отсутствие росписей главным выразительным средством архитектурного оформления стало дерево: вся внутренняя отделка и встроенная мебель выполнены из светлого дуба . В них также отмечается влияние работ Ольбриха, особенно в многочисленных панно, которые были по-своему интерпретированы Шехтелем. Например, в библиотеке стеллажи стилизованы под рощу из деревьев с пышными кронами, которые ограждают винтовую лестницу к антресоли с дополнительными шкафами . Влияние английского модерна заметно в оформлении столовой — потолок помещения подчёркнут балками, а мебель выполнена под заметными влиянием дизайна Чарльза Макинтоша . Совершенно иначе решён потолок в спальне хозяйки: угловые зоны были оформлены лепниной, в которую вмонтированы лампы точечного освещения .

Камин в кабинете украшал беломраморный рельеф с фигурами панафинейских всадников . Шехтель часто цитировал этот античный образ и использовал его как своеобразный автограф во всех главных творениях . Над скульптурами к потолку шёл асимметричный перспективный портал, оформленный многочисленными светильниками-пирамидками .

Важными в оформлении интерьеров также стали кованые предметы — решётки, светильники, дверные ручки. Люстра столовой создана по эскизу Шехтеля в виде четырёх спиралей с плафонами в форме цветочных бутонов, а лестницы обрамлены узором, дублирующим ограду особняка. Ручка на внутренней части парадной двери сделана в виде крупного чёрного паука. Согласно городской легенде, эта деталь делалась одной из заключительных при строительстве и в ней Шехтель отразил своё восприятие хозяйки дома .

Примечания

  1. , с. 19—22.
  2. , с. 477.
  3. , с. 89.
  4. . Портал «Памятники архитектуры Москвы и области». Дата обращения: 23 ноября 2018. 9 декабря 2018 года.
  5. . Официальный сайт мэра и правительства Москвы (17 мая 2018). Дата обращения: 23 ноября 2018. 28 июля 2018 года.
  6. . Городской портал Москвы. Дата обращения: 23 ноября 2018. 28 сентября 2018 года.
  7. . Официальный сайт мэра и правительства Москвы (12 сентября 2013). Дата обращения: 23 ноября 2018. 9 декабря 2018 года.
  8. .
  9. , с. 250.
  10. , с. 135.
  11. , с. 139.
  12. . Полит.ру (7 августа 2014). Дата обращения: 26 ноября 2018. 9 декабря 2018 года.
  13. , с. 134.
  14. .
  15. .
  16. Елена Пугачёва. . Газета «Москва Центр» (20 апреля 2017). Дата обращения: 23 ноября 2018. 9 декабря 2018 года.
  17. .
  18. , с. 202.
  19. . Департамент культурного наследия города Москвы (27 января 2017). Дата обращения: 23 ноября 2018. 9 декабря 2018 года.
  20. Татьяна Чередникова. . Газета «Московский комсомолец» (6 сентября 2013). Дата обращения: 11 сентября 2013. 8 сентября 2013 года.
  21. . Официальный сайт мэра и правительства Москвы (23 марта 2017). Дата обращения: 23 ноября 2018. 23 ноября 2018 года.
  22. (рус.) . Россiя. Наследие . Дата обращения: 7 апреля 2022.
  23. , с. 482.
  24. . Официальный сайт мэра и правительства Москвы (25 марта 2014). Дата обращения: 23 ноября 2018. 9 декабря 2018 года.
  25. , с. 477—478.
  26. , с. 481.
  27. , с. 23.
  28. , с. 179.
  29. , с. 81, 405.
  30. , с. 89—92.
  31. , с. 303.
  32. , с. 484—486.
  33. , с. 482—486.
  34. , с. 486.

Литература

  • Бураков Ю. Н. . — М. : Московский рабочий, 1991. — С. 250. — 284 с. — ISBN 5-239-01172-9 .
  • Вершинина А. Ю. . — М. : Гос. ин-т искусствознания, 2004. — С. 8—23 .
  • Коллектив авторов. // Зимины и Гучковы в истории Москвы и губернии. Конец XVIII века — 1930-е годы. — М. : Фонд Дмитрия Зимина «Династия», 2010.
  • Коллектив авторов. Земляной город / под ред. Г. В. Макаревича . — М. : Искусство, 1990. — С. 89—92. — 352 с. — ( Памятники архитектуры Москвы ). — 50 000 экз. ISBN 5-210-00253-5 .
  • Кириченко Е. И. . — М. : Традиция, 2011. — С. 303. — 360 с. — ISBN 978-5-89826-374-4 .
  • Москва, которая есть / сост. А. Алексеев. — М. : Юник Медиа Ателье, 2013. — С. 202. — 239 с.
  • Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е изд. — СПб. : Коло , 2011. — С. 477—488. — 792 с. — ISBN 978-5-901841-65-5 .
  • Памятники архитектуры Москвы. Земляной город / М. В. Посохин, Г. В. Макаревич, Б. Л. Альтшуллер и другие. — М. : Искусство, 1990. — 352 с. — ISBN 5-210-00253-5 .
  • Романюк С. К. Из истории московских переулков. — М. : Московский рабочий, 1988. — 304 с. — ISBN 5-239-00018-2 .
  • Сайгина Л. В. Особняк А. И. Дерожинской в Москве (к проблеме незавершённости памятника модерна) // Жилищное строительство. — 1998. — № 7 . — С. 19—22 .
  • Сергиевская И. Г. . — М. : Алгоритм, 2014. — 735 с. — ISBN 978-5-4438-0588-7 .
  • Соколова Л. А. Московский модерн в лицах и судьбах. — М. : Центрполиграф, 2014. — ISBN 78-5-227-05115-8.
  • Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за рогожской заставою. — 2-е изд. — М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2012. — С. 139. — ISBN 978-5-9551-0595-6 .

Ссылки

  • от 6 марта 2016 на Wayback Machine с фотографиями особняка, 2011 год
Источник —

Same as Особняк А. И. Дерожинской