Прохоров, Владимир Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Влади́мирович Прусса́к ( 21 июня [ 3 июля ] 1895 , Санкт-Петербург — 9 июля 1918 , Петроград ) — русский поэт , издатель и общественный деятель .
Владимир Пруссак родился 3 июля (21 июня по старому стилю) 1895 года в Санкт-Петербурге.
Учился в гимназии, считался очень способным учеником .
Во время учёбы занялся нелегальной политической деятельностью. Вошёл в редакцию гектографического журнала « Недотыкомка », ставившего целью борьбу со школьным произволом. В 1911 году стал участником организации, которая издавала «Газету Санкт-Петербургской Введенской гимназии», освещавшую негативные стороны школьной жизни. С 1912 года участвовал в работе молодёжного «Революционного Союза» , в котором был одним из основателей .
9 декабря 1912 года вместе с 33 членами межученической организации был арестован и лишён права на продолжение учёбы. Будучи изгнанным из гимназии, продолжил революционную работу, однако весной 1913 года его арестовали, а через год приговорили к пожизненной ссылке в Сибирь . В заключении во время следствия Пруссак заработал нервное расстройство, лечился в больнице Николая Чудотворца .
Весной 1914 года поселился в селе Суховское в 40 вёрстах от Иркутска . В октябре как нуждающийся в лечении получил разрешение жить в Иркутске. Активно занимался литературой, вошёл в круг местных поэтов, среди которых было немало ссыльных. Был одним из организаторов журнала «Багульник» (1916—1917), публиковался в нём, а также в журналах «Сибирские записки», «Современный мир», альманахе «Иркутские вечера» .
В октябре 1915 года на собственные средства при участии сестры Анны издал в Петрограде первый стихотворный сборник «Цветы на свалке» .
Параллельно продолжал в Иркутске политическую деятельность, агитировал молодёжь .
После Февральской революции вернулся в Петроград. Примкнул к эсеровской группе Бориса Савинкова и Александра Керенского , выступал перед солдатами на Западном фронте . Сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости . Стал почётным председателем Организации средних учебных заведений, одним из организаторов Первого всероссийского съезда учащихся средней школы в Москве .
С мая 1917 года публиковался в журнале « Новый Сатирикон ». В 1917 году выпустил в Иркутске второй сборник «Деревянный крест». Среди тех, кому Пруссак подарил книгу, был поэт Владимир Маяковский , хранивший сборник в своей библиотеке . 16 декабря 1917 года участвовал в «Вечере поэтов» в Академии художеств вместе с Александром Блоком , Анной Ахматовой , Фёдором Сологубом , Осипом Мандельштамом , Владимиром Маяковским, Сергеем Есениным , Игорем Северянином .
После Октябрьской революции отошёл от общественной деятельности, поступил в университет .
В начале 1918 года выехал на юг, побывал в Ростове-на-Дону , после чего поселился в Тифлисе , где примкнул к литературной группе Сергея Городецкого , публиковался в журналах «Русская дума» и «Ars». В апреле вернулся в Петроград .
Умер 9 июля 1918 года в Петрограде после неудачной операции аппендицита , перешедшего в перитонит .
Пруссак не входил в поэтические группы, однако стихи из сборника «Цветы на свалке» отмечены влиянием эгофутуризма и декадентства , несмотря на то что в нём значительное место занимает политическая тема. При этом принципы эгофутуризма здесь доводятся до абсурда и безвкусицы . Пруссак называет стихи сборника «поэтезами» (ср. у Игоря Северянина — «поэзы»).
Во втором сборнике «Деревянный крест» полностью преодолено эгофутуристическое влияние в пользу классической поэтики, усилились социальные мотивы, звучит тема Родины . В то же время в сборнике достаточно стихотворений с мистическими мотивами: поэт предрекает Руси «новые кресты и разрушительные беды», «величье будущего Рима». По мнению литературоведа Сергея Шаргородского, эти фрагменты «отдают шаблонностью и блоковскими, а по временам тютчевско - некрасовскими интонациями». Раздел «Sibirica» посвящён Сибири и её духу и истории, в нём встречаются даже шаманские сюжеты .
Николай Гумилёв подверг жёсткой критике первый сборник Пруссака за следование эгофутуризму и неясную идеологию автора, упрекает его в шаблонности. По его словам, поэт «ломается, представляя то сноба скверного пошиба a la Игорь Северянин, то опереточного революционера, то доморощенного философа, провозглашающего, что искусство выше жизни, и наполняющего свои стихи именами любимых авторов» .
Всеволод Рождественский также отмечает влияние Северянина, у которого Пруссак, по его мнению, заимствовал «ресторанный чад и лакейскую пошлость» .
В то же время одобрительно о творчестве Пруссака высказывались Фёдор Сологуб , Давид Бурлюк , Всеволод Иванов , , Леонид Мартынов .
В 2001 году три стихотворения Пруссака («Ты в ассонансах — праздный шут...», «Больше я не фокусник, чинно напомаженный...» и «Неужели проиграна жизнеценная ставка?..») были включены в антологию «Поэзия русского футуризма», вышедшую в серии « ».
Отец — Владимир Фёдорович Пруссак (1850—1917), инженер-архитектор, происходил из витебских мещан .
Мать — Анна Тихоновна Пруссак, происходила из кронштадтских мещан, её родители были крепостными крестьянами .
Старший брат — Евгений Владимирович Пруссак (1890—1942), инженер, композитор, автор первой советской оперы на современный сюжет « » .
Старшая сестра — Анна Владимировна Пруссак (31 августа 1888 — 10 августа 1956), источниковед и учёный Петербургской исторической школы, педагог. Неоднократно посещала Владимира Пруссака во время иркутской ссылки, помогла выпустить первый сборник .
Младшая сестра — Елена Владимировна Пруссак (1899 — не ранее 1956) .
Жена — В. Браун, дочь профессора германистики Петербургского университета Фёдора Брауна . Поженились в начале 1918 года .