Кононов, Андрей Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Андрéй Никола́евич Сидéльников (род. 12 марта 1973 , Магдебург , ГДР ) — российский театральный режиссёр и актёр ; театральный педагог , режиссёр и актёр дубляжа.
Родился в Магдебурге в семье военного. Отец — Николай Григорьевич Сидельников — офицер Советской армии, окончил Бакинское общевойсковое училище . Служил в различных городах СССР. Мать — Валентина Павловна Сидельникова посвятила свою жизнь детям.
Есть старшая сестра Ольга и младший брат Александр.
Детство и отрочество провел в городе Фрунзе Киргизской ССР. В школе увлекся театром. Занимался в театральном кружке. Во Фрунзе окончил музыкальную школу по классу аккордеона.
В 1988 семья переехала в Новополоцк . В Беларуси продолжал занятия в любительском театральном коллективе «Время» под руководством Бориса Васильевича Ливина.
После окончания средней школы поступил в Минский университет культуры на режиссерский факультет (мастерская Валерия Петровича Мороза ). Параллельно с учебой в Минске в течение трех лет пробовал поступить в театральные вузы Москвы.
Под впечатлением от петербургского Театра на Литейном в Беларуси, гастролировавшего со спектаклями Г. А. Тростянецкого , среди которых была постановка « Скупой » по Ж.-Б. Мольеру с Семёном Фурманом в главной роли, решает учиться театральному искусству в Санкт-Петербурге.
В 1993 г. переводится на курс к Г. А. Кустову в Санкт-Петербургский институт культуры , который кончает в 1997 г.
По окончании вуза показывался в различные театры Петербурга. Был приглашен в театр «Суббота» , но в тот момент принял предложение театров «Комедианты» и «Карамболь».
Не находя удовлетворения в актерской профессии, в 2005 г. поступает учиться в Щукинское училище на режиссера драматического театра в мастерскую М. Б. Борисова . (Окончил в 2009 г.) Параллельно с учебой начинает работу режиссером в Русском драматическом театре в Улан-Удэ , где проводит полтора сезона и выпускает дипломный спектакль.
В 2013 окончил курс в Школе театрального лидера в Центре имени Вс. Мейерхольда в Москве.
С 1997 по 2007 гг. актер петербургских театров. Играл в спектаклях: С. Я. Спивака , Г. М. Козлова , Л. А. Квинихидзе и др.
В 2004 г. вместе с актером Сергеем Соболевым и Евгением Герайном в Петербурге организовал один из первых в России коллективов театральной импровизации в стиле стенд-ап « Teatr05 ». Труппа много гастролировала в Европе , участвуя в фестивалях театральной импровизации. В 2008 труппа организовала в России Международный фестиваль импровизационных театров « Театральные бои » .
В 2011 стал очередным режиссером в Театре на Литейном . Первая постановка А. Н. Сидельникова на сцене театра — спектакль « Самый легкий способ бросить курить » (художественный руководитель постановки Виктор Рыжаков ). Затем последовали: « Митина любовь », «Дорогой жизни», « Вишневый сад. Тишина », — в театре На Литейном ; «Счастливое дерево» в Большом театре кукол .
В 2013 принял приглашение возглавить ТЮЗ им. А. Вампилова в Иркутске, которым руководил до 2016 года . Помимо постановочной работы режиссер стремился актуализировать жизнь в театре: «Новый сногсшибательный проект, отбушевавший в ТЮЗе им. А. В. Вампилова на прошлой неделе, — логическое продолжение счастливых авантюр, которые не устает продуцировать главный режиссер театра петербуржец Андрей Сидельников. Человек, активно интегрированный в макротеатральные процессы, он целенаправленно ведет застоявшийся корабль иркутского молодежного театра курсом на магистральные творческие тенденции, актуализирующие взаимодействия и освежающие соблазны» , — писал журналист газеты «Комсомольская правда», спустя два года работы Сидельникова в Иркутске.
С 2019 главный режиссер Санкт-Петербургского театра «Суббота» .
Первый спектакль в « Субботе » режиссер поставил за несколько лет до того, как возглавил театр. В 2016 г. режиссер выпустил постановку « #ПрощайИюнь » по лирической комедии А. Вампилова «Прощание в июне».
« Драматургия Вампилова и прекрасная актёрская работа питерцев заставили вспомнить об уникальности русской психологической школы и словах Немировича-Данченко о том, что истинному искусству достаточно коврика и двоих артистов » . « Лучшей историей любви» (лучшим спектаклем)" единогласно признан «#ПрощайИюнь» Санкт-Петербургского театра «Суббота». Спектакль ведет молодая часть труппы, ведет живо, играя с ранящей искренностью. А как иначе, если вампиловская история — о первой любви, о первом серьезном выборе. Театр насытил пьесу советского времени забойными ритмами современных песен (на сцене аккомпанирует ВИА «Велосипед» (гитара, барабаны, контрабас), скрестив «аромат» ретро с сегодняшними эстрадными образами. Гостей свадьбы в общежитии, куда должен прийти главный герой, режиссер Андрей Сидельников остроумно одевает в зооморфные маски — и все обретают характер и запоминающийся портрет. Старшее поколение создает крепкий тыл спектаклю, подчеркивая тему компромисса в этой пьесе. Марина Конюшко в роли Репниковой, матери влюбленной Тани, несколькими штрихами рисует драму терпеливой и стойкой, мудрой женщины, упустившей шанс на жизнь в любви. Исполняя романс, актриса одним глубоким, проникновенным взглядом заставляет зал сопереживать" .
Через год режиссер представил премьеру современной семейной драмы о распаде семьи « Офелия боится воды » (первое публичное представление пьесы Ю. Тупикиной ) с Анастасией Резунковой в главной роли.
« Как бодрая комедия начинается спектакль. Семейные перипетии заострены и решаются Сидельниковым без сантиментов. Энергичный темпоритм задает режиссер, а тон — актриса Анастасия Резункова, в чьем исполнении бабушка Гера вовсе не расслабленная старушка, в молитвенном экстазе припадающая к портрету переводчика Лозинского и доверчиво внимающая уверениям родственников, что Даниэла Стил — последнее слово современной литературы. Эта энергичная дама за 50, видимо, из тех педагогов, которые не бывают „бывшими“, теперь продолжает „учительствовать“ в семье. Похоже, раньше она держала в узде весь дом, да и сейчас распоряжается всеми резко и энергично. Естественно, что недуг Геры в таком ракурсе приобретает гротесковые краски. Впрочем, Резункова играет так, что, возможно, это и не недуг, а средство избежать контактов с надоевшей родней» .
Сразу в нескольких постановках режиссер обратился к хрестоматийным текстам русской литературы и на их основе поставил остросовременные спектакли « Ревизор »(2018) по комедии Н. Гоголя и « Вещь »(2020) по «Бесприданнице» А. Островского.
« Реальность за окном такова, что самые ядовитые сатирики краснеют и признаются, что они бы постеснялись сочинить что-то подобное. Режиссер Андрей Сидельников, ставя „Ревизора“ в Санкт-Петербургском театре „Суббота“, решил сыграть с реальностью хотя бы вничью и позволил себе проделать с текстом все то, что реальность позволяет проделать с нами… Городничий (Максим Крупский) созывает экстренную конференцию, чтобы сообщить пренеприятное известие. Старый функционер Ляпкин-Тяпкин, Почтмейстер („Я — Почта России“), Земляника явно с криминальным прошлым… Чиновники высшего звена сдают свои смартфоны, входя в конференц-зал. Бобчинский и Добчинский превратились в телеведущих ежедневной программы „Эксклюзив с Петрами Иванычами“, ставшей частью общего криминального мира. Самый инфернальный персонаж — юркий Авдот, а когда надо — Авдотья (Софья Андреева), амбивалентный секретарь-горничная Городничего, двойной-тройной агент, готовый на все. Импортозамещение с белорусской семгой, коробка из-под ксерокса в качестве первой взятки заезжему Хлестакову, забастовка купцов, представителей малого бизнеса, которую быстро задавили, купив предводителя, Хлестаков с мешком денег, вернувшийся за гостиничными тапочками, — „флажки“ нашего безумного времечка расставлены на каждом шагу » .
« Режиссёр Андрей Сидельников так закрутил все шестерёнки и винтики спектакля „Вещь“, что нынешним десятиклассникам сыр-бор вокруг одной старинной свадьбы с криминалом будет понятен на уровне реальности, данной в мемах и ощущениях. При этом почти весь хрестоматийный текст на месте, не исключая церемонных обращений по имени-отчеству. Разве что проданный пароход Паратова заменен на яхту, маскарад — на Хеллоуин, а в антракте персонажи сбегают со сцены, то бишь из аэропорта Volga airlines, когда звучит объявление о посадке самолета из Уханя » .
Между двумя этими премьерами режиссер успел выпустить в 2019 г. сайт-специфик спектакль « Лёха » по пьесе Ю. Поспеловой, за который получил премию «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль».
« Спектакль „милый“, камерный, „квартирник“. И текст „милый“ (читал его задолго до просмотра). Живая „Копейка“, космонавт на стадионе, вряд ли добавляют каких-то смыслов и выражений. А вот что мне действительно понравилось в режиссуре Андрея Сидельникова и игре Деда-Молотова, так это проведенное через весь спектакль соотнесение планов: Дед и его женщины. Они связаны постоянно и не взаимодействуют буквально ни в одной точке. Сделано и сыграно это мастерски. Я бы еще отметил ансамбль спектакля » .
Новой постановкой режиссера в 2021 году стала комедия « Марево любви » по пьесе Клима .
« Андрей Сидельников использовал для своего нового спектакля не только и даже не столько текст «Торжества любви» Пьера Мариво, сколько пьесу Клима «Марево Мариво». Соединить французскую драматургию XVIII века с ее фривольностью, игривостью и манерностью и глубокомысленные философские умозаключения вполне себе андеграундного автора – та еще задача. Без двусмысленных сцен здесь, разумеется, не обходится, но в большей степени режиссер сосредотачивается на философских раздумьях и духовных практиках, в которых тут замечены буквально все » .
В 2022 г. выпустил в театре постановку « Друг мой » по пьесе Константина Стешика (премьера пьесы в Петербурге). В главных ролях: Владислав Демьяненко и Иван Байкалов.
Театровед Жанна Зарецкая писала о премьере: «Главреж «Субботы» Андрей Сидельников поставил историю из разряда «одна ночь – и вся жизнь» – и на удивление удачно справился с очень сложной задачей: оттолкнувшись от легкости бытия, привести героев и зрителей к его невыносимости, используя цепь конкретных действий, прорваться в неожиданный (даже для тех, кто читал пьесу) экзистенциальный исход, который выскакивает в финале, «как убийца из-за угла». С замечательно подлинными героями Ивана Байкалова (он играет того, кто назван в пьесе Герой и в последние минуты действия настолько убедительно стареет на 30 с лишним лет, что это проявление актерского мастерства воспринимается как шокирующий трюк), Владислава Демьяненко (Друг), Алексея Белозерцева (Крепкого парня, трагического персонажа в образе условного рыжего клоуна), Анны Васильевой (сердобольной дворничихи, превратившийся в русский женский архетип)» .
В 2023 состоялась премьера музикально-драматического спектакля « Планета людей » по одноименному роману А. де Сент-Экзюпери . В главных ролях: Софья Андреева, Иван Байкалов, Владимир Шабельников, Григорий Сергеенко.
Рецензент московского журнала "Театрал" писал: « Это спектакль-манифест с внятно сформулированной позицией, которая является смысловой основой не только этой постановки, но и театра в целом: «Быть человеком — значит, быть за всё в ответе». Опираясь на эту этическую максиму, спектакль провозглашает жизнь и отрицает смерть в любом её проявлении, будь то война, душевная слепота, потеря веры, отчаяние или отказ от борьбы » .
В 2016 г. преподавал актерскую импровизацию в школе-студии МХАТ на курсе Дмитрия Брусникина .
С 2017 г. преподает тренинги по актерской импровизации в мастерской Руслана Кудашова в Российском государственном институте сценических искусств в Петербурге.
В 2015 году за спектакль « Митина любовь » режиссер получил награду с формулировкой «За тонкую, чистую и хрустальную режиссуру» на Международном театральном молодежном форуме M@art-контакт в г. Могилев (Белоруссия) .
Наибольший успех на сегодняшний день получила постановка Андрея Сидельникова « Ревизор ». « Ревизор » — не пыльная книга из прошлого — это современный текст", — сказал режиссер в одном из премьерных интервью . Спектакль удивил публику и критику современным звучанием. Он был включен в Long-list Российской национальной театральной премии « Золотая маска ». Открывал фестивальную программу премии в Москве в рамках проекта «Маска плюс» 2020. Получил премию СПбО СТД РФ «Театрал», главный приз на Всероссийском театральном фестивале «Фабрика Станиславского» . Исполнитель роли Городничего в этом спектакле артист Максим Крупский был номинирован на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга « Золотой софит ». Положительные отзывы о спектакле появились как в петербургских , так и в федеральных и зарубежных СМИ, в том числе и в театральном ежегоднике Международного института театра при ЮНЕСКО, опубликованном в Японии .
В 2020 г. спектакль « Лёха » в постановке А. Сидельникова был признан «Лучшим спектаклем малой формы» в сезоне 2019/2020 по версии Высшей театральной премии Санкт-Петербурга « Золотой софит » . Спектакль вошел в Long-list Российской национальной театральной премии « Золотая маска » 2021 года .
В 2023 г. номинирован на « Золотую маску » за спектакль « Друг мой » по пьесе К. Стешика в Санкт-Петербургском театре « Суббота ».
Был женат на актрисе Юлии Савиной. От брака есть дочь Полина (родилась в 1998 г.)
Голосом Андрея Сидельникова говорит Борат в одноименном фильме 2006 г.
В 2011 г. сыграл в самом коротком на тот момент спектакле в России «Боги пали и нет больше спасения» Виктора Рыжакова. Спектакль длился 20 минут. Постановка была выдвинута на премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». Развивая эту идею, в возглавляемом Сидельниковым театре «Суббота» режиссер вместе с театроведом Татьяной Джуровой с 2019 года регулярно проводят Международный конкурс-фестиваль коротких пьес Stories .
В 2016 г., будучи главным режиссером ТЮЗа им. А. Вампилова, впервые в Иркутске организовал и провел проект «Ночь в театре» , который стал традиционной культурной акцией в городе: «Завершился наш театральный сезон по предложению главного режиссера Андрея Сидельникова проектом „Ночь в театре“. В этот вечер мы пригласили зрителей, чуть более двухсот человек, которые после разных придуманных актерами игровых интерактивных развлекательных моментов разошлись по трем сценическим площадкам: на Малую сцену, в литературный клуб „Элегия“ и на „Сцену для всех“. В эту ночь зрители побывали на мастер-классах по гриму, поучаствовали в фотосессии с любимыми актерами, прогулялись по театральному музею, посетили квест-комнату и даже прокатились по двору театра с клоуном на импровизированном веломобиле из спектакля „В поисках волшебства“. Было весело и интересно всем. А в финале состоялся общий просмотр премьеры пластического спектакля „Книга“. Эксперимент оказался удачным, ярким и удивил всех зрителей, и мы были в нем первыми из всех иркутских театров» .
Санкт-Петербургский театр «Суббота»
Государственный русский драматический театр г. Стерлитамака
Санкт-Петербургский фестиваль «Опера — всем»
Санкт-Петербургское отделение СТД РФ
Санкт-Петербургский театр Комедии им. Н. П. Акимова
Ростовский академический театр драмы им. М. Горького
Новокузнецкий драматический театр
Чехов-Центр ( Южно-Сахалинск )
Театр «На Литейном» (С.-Петербург)
Новокузнецкий драматический театр
Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
Черемховский драматический театр
Большой театр кукол (С.-Петербург)
Русский драматический театр имени Н. А. Бестужева ( Улан-Удэ )
Театр эстрады имени А. И. Райкина (Санкт-Петербург)
2010 — «Трон: Наследие»
2011 — «Соломенные псы»
2011 — «Пастырь»
2012 — «Руби Спаркс»
2012 — «Трон: Восстание»
2013 — «Воровка книг»
2013 — «Семейка Крудс»
2014 — «Бегущий в лабиринте»
2015 — «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем»
24 февраля 2020
Андрей Сидельников: «Хочется сделать театр более открытым» //