Interested Article - Портрет Василия Михайловича Лаврентьева
- 2021-06-23
- 1
«Портрет Василия Михайловича Лаврентьева» — картина английского художника Джорджа Доу из Военной галереи Зимнего дворца .
Картина представляет собой ростовой портрет дворцового гренадера штабс-капитана Василия Михайловича Лаврентьева из состава Военной галереи Зимнего дворца .
Василий Михайлович Лаврентьев (?—1843) — по происхождению побочный сын помещика Лаврентьева из Полтавской губернии . В военной службе состоял с 1805 года рядовым в лейб-гвардии Преображенском полку . Принимал участие в Австрийской кампании 1805 года , в сражении при Аустерлице был тяжело ранен, далее он сражался против Наполеона в кампании 1806 года в Восточной Пруссии , в Отечественной войне 1812 года и в Заграничных походах 1813 и 1814 годов . В 1817 году произведён из унтер-офицеров в прапорщики с переводом в Гренадерский императора Австрийского полк и в 1821 году был переведён в лейб-гвардии Семёновский полк , где в начале 1821 года получил чин поручика . С 1827 года служил в Роте дворцовых гренадер . Всего он прослужил в роте 16 лет, последовательно получил чины штабс-капитана , капитана и полковника . Скончался 17 октября 1843 года, по-прежнему состоя в роте .
Изображён стоящим в Военной галерее Зимнего дворца на фоне ростового портрета М. Б. Барклая-де-Толли . Одет в офицерскую форму дворцовых гренадер, с эполетами штабс-капитана, на груди Знак отличия Военного ордена Св. Георгия (получен за отличие в Бородинском сражении ), серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте, медаль «За взятие Парижа» , прусская серебряная медаль «Знак чести» на ленте ордена Железного креста и Кульмский крест . Правой рукой опирается на обнажённую саблю. Слева внизу на базисе колонны подпись художника и дата: GEO Dawe RA 1828 , ниже в углу голубой краской нанесены цифры: 171 (эти цифры соответствуют номеру картины в «Описи картин Николая I»), и чуть правее чёрной краской нанесена поздняя надпись, относящаяся к первой половине 1830-х годов: Капитанъ Лаврентьевъ . Надпись эта ошибочна, поскольку на момент написания картины Лаврентьев был штабс-капитаном — на эполетах отлично просматриваются по четыре звездочки на каждом, соответствующие чину штабс-капитана, в капитаны он был произведён в ноябре 1829 года . С тыльной стороны картины белой краской повторен номер 171, мелом написаны цифры 82 и красно-коричневой краской нанесён шифр Е354 ; на подрамнике два зачеркнутых шифра, соответствующих номерам в описях Екатерининского дворца : зелёным ЕДМ 754 и светло-голубым ЕДМ 143 . Хранитель британской живописи в Эрмитаже отмечает, что среди прочих наград Лаврентьев имел ордена Св. Станислава 4-й степени, Св. Владимира 4-й степени и Св. Анны 2-й степени — все они на портрете отсутствуют . Однако их отсутствие объяснимо: Лаврентьев эти ордена получил уже после написания картины, в 1829, 1830 и 1834 годах соответственно .
Картина написана в начале 1828 года и является одним из четырёх ростовых портретов дворцовых гренадер, написанных Доу по отдельному заказу императора Николая I (гонорар Доу за эту работу был выплачен в следующем году). Считалось что вся серия создавалась в первую очередь как иллюстрация образцов военной формы, однако по замечанию «упоминание имён наиболее заслуженных лейб-гвардейцев в заказе свидетельствует, что они были самоценны как портреты» .
С момента написания и вплоть до начала Великой Отечественной войны картина находилась в личных покоях Николая I в Большом флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе . В 1941 году картина была эвакуирована, хранилась в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов в Павловске и в 1956 году передана в Эрмитаж . Выставлялась в Военной галерее Зимнего дворца , затем была убрана в запасники и лишь иногда показывается на временных выставках .
В. М. Глинка , описывая портреты дворцовых гренадер, отмечал:
Глядя на портреты дворцовых гренадеров, мы прежде всего должны помнить, что это — рядовые представители того доблестного русского войска, которое обороняло нашу Родину в 1812 году. …Это — как бы представители тех, чьи геройские тени незримо присутствуют в Военной галерее, выстраиваясь в тесный строй за каждым генералом, водившим их в бой. Это — те, без чьей храбрости, упорства и мужества самый талантливый полководец не одержал бы своих прославленных побед .
Лаврентьев, будучи в чине капитана, также был изображён на картине Г. Г. Чернецова «Перспективный вид Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце» (1829, Государственный Эрмитаж , инв. № ЭРЖ-2433) на переднем плане слева рядом с барабанщиком .
Наконец, будучи уже в чине полковника , он был изображён среди прочих дворцовых гренадер на картине А. И. Ладюрнера «Часть Белого (Гербового) зала в Зимнем дворце»; эта картина также находится в собрании Эрмитажа (1838, инв. № ЭРЖ-2436) .
- Другие портреты дворцовых гренадер
-
В. М. Лаврентьев на картине А. И. Ладюрнера , стоит в центральной группе офицеров первый справа.
Примечания
- , с. 190—191.
- , с. 217—218.
- , с. 190.
- , с. 35.
- , с. 107.
- , с. 191.
- ↑ , с. 105—107.
- , с. 396,403.
- , с. 218—219.
- . Дата обращения: 9 сентября 2022. 21 июля 2022 года.
- Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года. Военная галерея Зимнего дворца. — М.: Русские витязи, 2013. С. 33—34.
- , с. 59.
Литература
- Глинка В. М. Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца. — Л. : Лениздат, 1988. — 238 с.
- К столетию Отечественной войны. История роты дворцовых гренадер. — СПб. : Типография Главного управления уделов, 1912. — 393 с.
- «Гроза двенадцатого года…»: Отечественная война 1812 года в материалах Государственного Эрмитажа: каталог выставки. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — 476 с.
- Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года: Военная галерея Зимнего дворца. — М. : Русские витязи, 2013. — 864 с. — ISBN 978-5-903389-62-9 .
- Британская живопись XVI—XIX веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. — ISBN 978-5-93572-376-7 .
- Русская гвардия в картинах А. И. Ладюрнера / Авт.-сост. С. А. Подстаницкий, О. Г. Леонов, С. А. Попов. — М. : Фонд «Русские витязи», 2017. — 168 с. — ISBN 978-5-9909605-3-4 .
- 2021-06-23
- 1