Interested Article - Портрет Александра Борисовича Фока
- 2021-07-12
- 1
«Портрет Александра Борисовича Фока» — картина Томаса Райта из Военной галереи Зимнего дворца.
Картина представляет собой погрудный портрет генерал-лейтенанта Александра Борисовича Фока из состава Военной галереи Зимнего дворца .
К началу Отечественной войны 1812 года генерал-майор Фок был начальником штаба Финляндского корпуса и находился в Свеаборге , откуда морем прибыл сначала в Ревель , а затем в Ригу . Сражался в прибалтийских губерниях против корпуса маршала Макдональда , а затем в Белоруссии, за отличие во втором сражении при Полоцке произведён в генерал-лейтенанты . После сражения на Березине участвовал в преследовании остатков разбитой Великой армии до Кенигсберга , однако там из-за болезни вынужден был оставить армию и более в военных действиях против Наполеона участия не принимал .
Изображён в генеральском мундире, введённом для пехотных генералов 7 мая 1817 года. Слева на груди звезда ордена Св. Анны 1-й степени; на шее крест ордена Св. Георгия 3-го класса; по борту мундира кресты орденов Св. Владимира 2-й степени и прусского Красного орла 1-й степени; справа на груди серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте и звёзды орденов Св. Владимира 2-й степени и Красного орла 1-й степени . Подпись на раме: А. Б. Фонъ-Фокъ, Генералъ Лейтенантъ .
7 августа 1820 года Комитетом Главного штаба по аттестации Фок был включён в список «генералов, находившихся в сражениях, не внесённых в списки для галереи, потому что в препровождениях к рассмотрению Комитета не находятся», соответственно его портрет не был заказан Д. Доу .
Скончался Фок весной 1825 года, а через 9 лет, 27 августа 1834 года, его дочерью Шарлоттой было направлено прошение на имя императора Николая I : «Лица моего отца нет посреди верных сынов России. Причиною сего несогласие его с покойным графом Аракчеевым … Повелите, правосудный монарх, списав копию с портрета, у сего приложенного, поставить оную в галерею генералов и тем утешите его семейство, воздав герою, который участвовал более, нежели 30 сражениях» (прошение было направлено всего через четыре месяца после смерти самого Аракчеева). Первоначально это прошение попало к министру Императорского двора князю П. М. Волконскому , который передал его военному министру графу А. И. Чернышёву , соответственно Чернышёв доложил о нём императору Николаю I. 2 декабря того же года последовало Высочайшее соизволение о помещении портрета генерал-лейтенанта Фока в Военную галерею . Заказ на написание портрета был дан зятю Доу Томасу Райту , который как раз в это время находился в Санкт-Петербурге и занимался упорядочиванием дел умершего Доу, в том числе и завершал незаконченные Доу портреты для Военной галереи. 12 марта 1835 года портрет-прототип был возвращён Шарлотте Фок, 11 декабря того же года Райту был выплачен гонорар в размере 500 рублей и 14 декабря он передал готовый портрет в Эрмитаж .
Поскольку этот портрет оказался «внеплановым» и для него в галерее не было предусмотрено места, возник вопрос — куда его поместить? 30 декабря 1835 года гофмаршал двора князь Н. В. Долгоруков писал П. М. Волконскому: «на чьё место против прежнего назначения разрешено будет поставить портрет генерала Фока и затем уже переменить имя на раме» . 31 декабря Волконский ответил, что портрет Фока следует поместить на место пустой рамы, предназначавшейся для портрета генерал-лейтенанта князя А. В. Сибирского . Сам Сибирский в это время находился под следствием за злоупотребления по службе и летом 1834 года был уволен в отставку. Ранее, 14 ноября 1833 года, императором Николаем I было отдано распоряжение о приостановке написания его портрета . Таким образом, портрет Фока был помещён в Военную галерею на место, зарезервированное для портрета Сибирского. Бронзовую табличку на раме с именем Фока гравировал А. Шрейбер, которому за это было заплачено 35 рублей .
В качестве портрета-прототипа была использована миниатюра работы М. Фреми. В начале XX века она принадлежала внуку Фока генералу и была опубликована в издании великого князя Николая Михайловича « Русские портреты XVIII и XIX столетий » . Современное местонахождение миниатюры-прототипа не установлено.
Хранитель британской живописи в Эрмитаже выдвинула версию, что Райт в работе мог воспользоваться рисунком работы Л. де Сент-Обена . Этот рисунок зеркален по отношению к работе Райта, Фок на нём изображён в общегенеральском двубортном мундире образца 1808 года и с чрезплечной орденской лентой , в целом он имеет меньше сходства с миниатюрой М. Фреми. Рисунок также хранится в Эрмитаже (инвентарный № ЭРР 6164).
В 1840-е годы в мастерской И. П. Песоцкого по рисунку с галерейного портрета была сделана литография , опубликованная в книге «Император Александр I и его сподвижники» и впоследствии неоднократно репродуцированная .
-
Миниатюра работы М. Фреми
-
Фототипия с рисунка Л. Де Сен-Обена
Примечания
- Дата обращения: 14 июля 2019. 7 апреля 2019 года.
- , с. 595—596.
- ↑ , с. 365.
- ↑ , с. 665.
- , с. 885.
- , № 161.
- . Дата обращения: 14 июля 2019. Архивировано из 25 декабря 2017 года.
- , № 47.
Литература
- Михайловский-Данилевский А. И. Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах. Военная галерея Зимнего дворца. — СПб. : В типографии Карла Крайя, 1845. — Т. 2.
- Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года: Военная галерея Зимнего дворца. — М. : Русские витязи, 2013. — 864 с. — ISBN 978-5-903389-62-9 .
- Государственный Эрмитаж. Британская живопись XVI—XIX веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-93572-376-7 .
- Русские портреты XVIII и XIX столетий / Издание великого князя Николая Михайловича . — СПб. : Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1908. — Т. IV.
- // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. : Сборник. — М. : студия « ТРИТЭ » Н. Михалкова , 1996. — Т. VII . — С. 595—596 . — ISSN . (Комм. А. А. Подмазо )
- 2021-07-12
- 1