Interested Article - Портрет Фридриха Вильгельма III верхом на коне

«Портрет Фридриха Вильгельма III верхом на коне» — картина работы немецкого художника Франца Крюгера из Военной галереи Зимнего дворца .

Описание картины

Картина представляет собой конный портрет прусского короля Фридриха Вильгельма III из состава Военной галереи Зимнего дворца .

Прусский король Фридрих Вильгельм III изображён в прусском генеральском мундире, в генеральской шляпе, верхом на рысаке гнедой масти, на фоне Берлина , слева виден de по проекту К. Ф. Шинкеля на горе Кройцберг . На груди кресты российского ордена Св. Георгия 4-го класса, прусского ордена Железного креста , австрийского Военного ордена Марии Терезии , прусская de , неопознанная медаль и звезда прусского ордена Чёрного орла . Справа внизу подпись художника и дата: F. Krüger pinx 1831 . Подпись на раме с ошибкой в дате написания картины: Фридрих-Вильгельм III король Прусскiй 1799—1840. Работы Ф. Крюгера ок. 1837 г.

История создания

Картина была заказана художнику прусским королём Фридрихом Вильгельмом III в первой половине 1820-х годов и сразу предназначалась в подарок русскому императору для Военной галереи. Окончена она, как следует из авторской подписи, в 1831 году; 29 марта 1831 года Фридрих Вильгельм писал своей дочери российской императрице Александре Фёдоровне : «Крюгеру, который пишет мой портрет для галереи генералов, я прочитал то, что касается его картины. Он был вне себя от счастья… <…> Сходство передано удивительно» . 24 февраля 1832 года она прибыла в Санкт-Петербург , и министр императорского двора князь П. М. Волконский поручил главному хранителю Эрмитажа действительному статскому советнику Ф. И. Лабенскому «взять в Эрмитаж из Канцелярии привезённую из Берлина картину, натянуть её на пялки, а потом сказать что она представляет» , на что Лабенский в тот же день доложил: «по вскрытии ящика в нём оказался портрет Короля Прусского во весь рост, едущего на лошади верхом, в совершенной сохранности» .

Портрет сразу же был установлен в Военной галерее Зимнего дворца и произвёл сильное впечатление на всех. Прусский король Фридрих Вильгельм III в конце марта 1832 года писал Александре Фёдоровне: «Я очень рад, что мой портрет понравился, но ведь Крюгер художник замечательный, единственный в своём роде. И ведь это первая его работа столь больших размеров. Он ничего так не желает, как поехать в Петербург, но я думаю, что из-за многочисленных дел он должен пока от этого отказаться» .

В качестве подарка император Николай I пожаловал Крюгеру золотую табакерку с бриллиантами .

Поскольку конный портрет императора Александра I , написанный Джорджем Доу для Военной галереи, оказался неудачным, то под впечатлением от портрета прусского короля было принято решение заказать Крюгеру новый портрет Александра I , который после нескольких лет работы был написан и в 1839 году заменил в Военной галерее портрет работы Доу .

Первоначальные и последующие портреты

Ваза-кратер с репродукцией галерейной картины

Первый раз подобный тип портрета прусского короля Крюгер изобразил на рисунке «Фридрих Вильгельм III с сыновьями», исполненном около 1825—1828 годов (63,5 × 48,5 см), этот рисунок хранится в собрании Гравюрного кабинета Государственных музеев Берлина . На выставке в Берлинской академии художеств 1828 года Крюгер выставлял увеличенный вариант этого рисунка с изображением памятника на горе Кройцберг, этот рисунок находится в собрании дворца Сан-Суси в Потсдаме , там же хранятся и предварительные наброски к нему .

После того, как картина для Военной галереи была отправлена в Санкт-Петербург , Крюгер написал её точное повторение для короля. Эта копия была показана на академической выставке 1832 года в Берлине и затем вплоть до 1939 года хранилась во дворце Монбижу в Берлине. Во время Второй мировой войны она была эвакуирована, спрятана в одном из подземных хранилищ и в 1945 году обнаружена американскими войсками, после чего передана в распоряжение властей Западного Берлина . Выставляется во дворце Шарлоттенбург .

В 1842 году Крюгер написал большую картину «Фридрих Вильгельм III со свитой», на которой почти без изменений повторил фигуру короля с галерейного портрета; современное местонахождение этой картины не установлено, известна она по старым репродукциям и описаниям .

В 1840-х годах на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге для Зимнего дворца была изготовлена ваза-кратер с репродукцией галерейного портрета (фарфор, подглазурная полихромная роспись, цировка, золочение; 148 × 107 × 62 см; инвентарный номер ЭРФ-6861). В настоящее время эта ваза находится в собрании Эрмитажа и выставляется в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца .

Примечания

  1. , с. 161.
  2. , с. 70.
  3. , с. 23.
  4. , с. 71.
  5. , с. 162.
  6. , с. 37.
  7. Staatliche Museen zu Berlin. Ausstellung im Alten Museum. Karl Friedrich Schinkel. 1781—1841. — Berlin, 1980. — Nr. 328.
  8. Boetticher F. Malerwerke des neunzehnten Jahrhunderts. Bd. I—II. — Dresden, 1891—1901. — Bd. I—2. — S. 776. — Nr. 29; Pelet-Narbon G. von. Geschichte der Brandenburg-Preussischen Reiterei von der Zeiten des Grossen Kurfürsten bis zur Gegenwart. — Berlin, 1908. — Bd. 2. — S. 180
  9. , с. 53.

Литература

  • Немецкая и австрийская живопись XIX—XX века. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1988. — 370 с.
  • Асварищ Б. И. «Совершенно модный живописец»: Франц Крюгер в Петербурге / Государственный Эрмитаж. — СПб. : Славия, 1997. — 178 с. — ISBN 5-88654-057-1 .
  • Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года: Военная галерея Зимнего дворца. — М. : Русские витязи, 2013. — 864 с. — ISBN 978-5-903389-62-9 .
Источник —

Same as Портрет Фридриха Вильгельма III верхом на коне