Interested Article - Портрет Алексея Петровича Ермолова
- 2021-10-07
- 1
«Портрет Алексея Петровича Ермолова» — картина Джорджа Доу и его мастерской из Военной галереи Зимнего дворца, с авторским повторением из собрания Государственного исторического музея.
Картина представляет собой погрудный портрет генерал-лейтенанта Алексея Петровича Ермолова из состава Военной галереи Зимнего дворца .
С начала Отечественной войны 1812 года генерал-майор Ермолов командовал Гвардейской артиллерийской бригадой и 2-й гвардейской пехотной бригадой, но вскоре был назначен начальником штаба 1-й Западной армии. За отличие в сражении на Валутиной горе был произведён в генерал-лейтенанты ; далее он отличился в Бородинском сражении , при Малоярославце , в уличных боях в Вязьме и при Красном . В Заграничных походах 1813 года был начальником всей артиллерии русской армии и затем командовал 2-й гвардейской пехотной дивизией. При штурме Монмартрских высот под Парижем в 1814 году командовал русской и прусской гвардейской пехотой .
Изображён в профиль на фоне горного пейзажа в генеральском вицмундире. Из наград заметны серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте и звёзды орденов Св. Георгия 2-го класса и Св. Александра Невского . В левом нижнем углу подпись художника: painted from nature Geo Dawe RA . Подпись на раме: А. П. Ермоловъ 1й, Генералъ Лейтенантъ .
Обстоятельства создания портрета не установлены. Готовый портрет был принят в Эрмитаж 8 июля 1827 года .
В. К. Макаров назвал этот портрет одной из лучших работ Доу . в своём очерке английского искусства, описывая Военную галерею, отмечала:
Острая выразительность и романтическая приподнятость, органически сочетающиеся с точностью в передаче сходства, присущи лучшим портретам этого грандиозного цикла. Таковы изображения Багратиона , Ермолова, Сеславина .
Фактически галерейный портрет является уменьшенной авторской вариацией поколенного портрета Ермолова, по мнению А. А. Подмазо написанного Доу в 1821 году: Ермолов в 1816 году был назначен главноначальствующим на Кавказе (вероятно с этим связан фоновый горный пейзаж) и в феврале 1821 года приезжал в Санкт-Петербург , тогда же он и позировал Доу для большого поколенного портрета . Однако на самом портрете имеется авторская подпись (в четыре строки) Geo DaweRA pinxit SPetersbourg 1825 , из которой следует, что портрет был написан в 1825 году. Основные отличия от галерейного портрета следующие. Другое положение правой руки Ермолова: если на галерейном портрете рука лежит на груди, то в ростовом портрете Ермолов ею опирается на саблю. Корпус повёрнут спиной более акцентированно и совершенно не видно наград. На плечи наброшен меховой плащ-бурка. Этот портрет находится в фондах Государственного исторического музея (холст, масло; 137 × 109 см; инвентарный № И I 1143) .
В 1824 году в Лондоне фирмой Messrs Colnaghi по заказу петербургского книготорговца С. Флорана была напечатана датированная 1 октября 1824 года гравюра Томаса Райта , снятая с поколенного портрета; один из сохранившихся отпечатков гравюры также имеется в собрании Эрмитажа (бумага, гравюра пунктиром и резцом, 69,5 × 50 см, инвентарный № ЭРГ-294) . На этой гравюре изображён совершенно другой фоновый пейзаж, более приближенный к фону галерейного портрета, а также несколько изменено положение правой руки Ермолова. Д. А. Ровинский ошибочно считает, что эта гравюра снята с оригинала из Военной галереи Зимнего дворца, хотя при этом описывает и репродуцирует именно поколенный вариант из ГИМа; также он упоминает, что оригинальная доска (печатная форма) находится в коллекции сенатора Г. К. Репинского .
Хранитель русской живописи XIX века в собрании Эрмитажа Ю. Ю. Гудыменко считает, что А. Е. Коцебу воспользовался галерейным портретом работы Доу для изображения А. П. Ермолова на своей картине « Сражение при Кульме 17 августа 1813 года (Лейб-гвардии Преображенский полк в сражении при Кульме)» (холст, масло; 86 × 121 см; Государственный Эрмитаж, инвентарный № ЭРЖ-2235) — Ермолов показан верхом на вороном коне в правой части картины .
А. С. Пушкин , в 1829 году путешествуя на Кавказ, заехал по пути в гости к Ермолову в его имение под Орлом . В своей книге « Путешествие в Арзрум » он следующим образом описал свое впечатление от знакомства с Ермоловым: «С первого взгляда я не нашёл в нём ни малейшего сходства с его портретами, писанными обыкновенно профилем. Лицо круглое, огненные, серые глаза, седые волосы дыбом. Голова тигра на Геркулесовом торсе. Улыбка неприятная, потому что не естественна. Когда же он задумывается и хмурится, то он становится прекрасен и разительно напоминает поэтический портрет, писанный Довом» .
-
Поколенная версия портрета. ГИМ
-
Гравюра Т. Райта. Эрмитаж
-
А. Е. Коцебу. «Сражение при Кульме 17 августа 1813 года». Эрмитаж
Примечания
- Дата обращения: 22 июня 2019. 15 марта 2019 года.
- , с. 389—390.
- , с. 291—292.
- ↑ , с. 292.
- , с. 191.
- , с. 110.
- Дата обращения: 29 января 2022. 29 января 2022 года.
- Дата обращения: 22 июня 2019. 18 ноября 2018 года.
- , стб. 966—967, № 6.
- , с. 194.
- , с. 172—173.
Литература
- Глинка В. М. Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца. — Л. : Лениздат, 1988. — 238 с.
- Государственный Эрмитаж. Русская живопись XIX века: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2017. — 424 с. — ISBN 978-5-93572-737-6 .
- Искусство Англии XVI—XIX веков. Очерк-путеводитель. — Л. : Искусство, 1983. — 120 с.
- Макаров В. К. Джордж Доу в России // Государственный Эрмитаж. Труды Отдела западноевропейского искусства. — Л. , 1940. — Т. 1 . — С. 182 .
- Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года: Военная галерея Зимнего дворца. — М. : Русские витязи, 2013. — 864 с. — ISBN 978-5-903389-62-9 .
- Государственный Эрмитаж. Британская живопись XVI—XIX веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-93572-376-7 .
- Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Издание с 700 фототипными портретами. — СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1887. — Т. II: Е—О.
- // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. : Сборник. — М. : студия « ТРИТЭ » Н. Михалкова , 1996. — Т. VII . — С. 389—390 . — ISSN . (Комм. А. А. Подмазо )
- 2021-10-07
- 1