Interested Article - Портрет Александра Фёдоровича Ланжерона
- 2021-09-06
- 2
«Портрет Александра Фёдоровича Ланжерона» — картина Джорджа Доу и его мастерской, из Военной галереи Зимнего дворца.
Картина представляет собой погрудный портрет генерала от инфантерии графа Александра Фёдоровича Ланжерона из состава Военной галереи Зимнего дворца .
К началу Отечественной войны 1812 года генерал от инфантерии граф Ланжерон командовал корпусом в Дунайской армии и сражался на Березине . В Заграничных походах 1813 и 1814 годов отличился при взятии Торна , во время Битвы народов со своим корпусом первым ворвался в Лейпциг , в сражении под Фер-Шампенуазом командовал всей российской кавалерией, а за взятие Парижа был награждён орденом Св. Андрея Первозванного . Во время кампании Ста дней командовал 4-м и 6-м пехотными корпусами и вновь совершил поход во Францию , блокировал несколько крепостей .
Изображён в генеральском мундире, введённом для пехотных генералов 7 мая 1817 года, с чрезплечной Андреевской лентой и вензелями императора Александра I на эполетах. На шее кресты ордена Св. Александра Невского с алмазами, шведского Военного ордена Меча 1-й степени, прусского ордена Красного орла 1-й степени и ордена Св. Георгия 2-го класса; справа на груди серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте , бронзовая дворянская медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Владимирской ленте , золотой крест «За взятие Измаила» , кресты австрийского Военного ордена Марии Терезии 3-й степени, французского ордена Лилии (неофициальный вариант), австрийского ордена Леопольда 3-й степени, знак американского ордена Цинцинната , звёзды орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Георгия 2-го класса, шитый крест ордена Св. Иоанна Иерусалимского и знак шведского Военного ордена Меча 1-й степени. Слева возле эполета подпись художника: Painted from nature by Geo Dawe RA pinx t . Подпись на раме: Графъ А. Ѳ. Ланжеронъ, Генералъ отъ Инфантерiи . Австрийского ордена Леопольда Ланжерон не имел, этот орден изображён ошибочно вместо французского ордена Св. Людовика .
Когда состоялось официальное повеление императора Александра I о написании портрета неизвестно, однако фактически оно было одним из первых. К началу 1820-х годов Ланжерон был Херсонским военным губернатором и управляющим гражданской частью в Херсонской , Екатеринославской и Таврической губерниях и соответственно постоянно находился в Новороссии . Известно, что в начале марта 1820 года он приезжал из Кременчуга в Санкт-Петербург , после чего состоялась его встреча с художником . 1 сентября уже готовый портрет Ланжерона, вместе с портретами И. О. Витта , Ф. В. Остен-Сакена и , был показан на выставке Императорской Академии художеств в Таврическом дворце . Готовый портрет поступил в Эрмитаж 7 сентября 1825 года .
В. К. Макаров назвал этот портрет одной из лучших работ Доу . С ним солидарен В. М. Глинка , который сверх того отмечает: «Написанный с натуры портрет А. Ф. Ланжерона прекрасно передаёт его типичную французскую наружность и щеголеватость придворного любезника, прославленного острослова светских салонов» .
Хранитель британской живописи в Эрмитаже высказала предположение, что Доу в работе мог использовать гравюру Ф. Вендрамини по рисунку П. де Росси , формально опубликованную в 1813 году (хотя на самой гравюре в разных отпечатках указаны даты «октябрь 1816 года» и «1814» ), однако при визуальном сравнении работы Вендрамини и Доу обнаруживают мало общего: художники использовали разный ракурс , по-иному расположены ордена и сам их набор отличается, у Вендрамини портретируемый изображён в мундире старого образца с двумя рядами пуговиц.
В 1823 году Лондоне фирмой Messrs Colnaghi по заказу петербургского книготорговца С. Флорана с галерейного портрета была сделана датированная 1 мая гравюра Т. Райта . Отпечаток этой гравюры также имеется в собрании Эрмитажа (китайская бумага, гравюра пунктиром, 63 × 48,5 см, инвентарный № ЭРГ-442) .
В 1840-е годы в мастерской И. П. Песоцкого с портрета была сделана литография , опубликованная в книге «Император Александр I и его сподвижники» и впоследствии неоднократно репродуцированная . В части тиража напечатана другая литография с этого портрета, отличающаяся мелкими деталями.
-
Гравюра Ф. Вендрамини (вариант 1816 года)
-
Гравюра Т. Райта
Примечания
- Дата обращения: 30 июня 2019. 28 марта 2019 года.
- , с. 444—445.
- ↑ , с. 312.
- , с. 373.
- ↑ , с. 377.
- Открытие Академии художеств и чрезвычайное оной собрание // Отечественные записки. — 1820. — Ч. 3. — С. 284.
- , с. 191.
- , с. 134.
- .
- , стб. 1167—1168, № 1—4.
- , стб. 1168, № 5.
- , № 44.
Литература
- Галлерея гравированных портретов генералов, офицеров и проч. которые мужеством своим, воинскими дарованиями, или любовию к Отечеству споспешествовали успехам российского оружия в течение войны начавшейся 1812 года. — СПб. : De l’imprimerie de Pluchart et compagnie, 1813.
- Глинка В. М. Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца. — Л. : Лениздат, 1988. — 238 с.
- Макаров В. К. Джордж Доу в России // Государственный Эрмитаж. Труды Отдела западноевропейского искусства. — Л. , 1940. — Т. 1 .
- Михайловский-Данилевский А. И. Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах. Военная галерея Зимнего дворца. — СПб. : В типографии Карла Крайя, 1845. — Т. 2.
- Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года: Военная галерея Зимнего дворца. — М. : Русские витязи, 2013. — 864 с. — ISBN 978-5-903389-62-9 .
- Государственный Эрмитаж. Британская живопись XVI—XIX веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-93572-376-7 .
- Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Издание с 700 фототипными портретами. — СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1887. — Т. II: Е—О.
- // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. : Сборник. — М. : студия « ТРИТЭ » Н. Михалкова , 1996. — Т. VII . — С. 444—445 . — ISSN . (Комм. А. А. Подмазо )
- 2021-09-06
- 2