Мадлен (печенье)
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Мадлен ( фр. l'église de la Madeleine ) — церковь Святой Марии Магдалины в 8-м округе Парижа , на , замыкающей перспективу Королевской улицы, завершающейся с противоположной стороны площадью Согласия . В отличие от колоннад площади Согласия более раннего времени, церковь Мадлен представляет собой характерный памятник архитектуры французского ампира .
Тип церкви — греческий периптер ; прототипом послужил псевдопериптер римского типа: Мезон Карре в Ниме :
История строительства церкви растянулась на 85 лет по причине политической нестабильности Франции в конце XVIII — начале XIX веков . Строительство началось в 1764 году под руководством архитектора Контана д’Иври при Людовике XV , в честь которого оформляли будущую площадь Согласия и её окрестности, и который самолично заложил первый камень будущей церкви. Первый проект архитектор разрабатывал по образцу церкви Святого Людовика в Доме инвалидов — крестообразное сооружение с куполом . После смерти д’Иври работы продолжил Кутюр, предложивший взять за образец здание Пантеона .
В 1790 году строительство было приостановлено из-за разногласий по поводу назначения здания. В 1806 году Наполеон поручил архитектору возвести зал славы Великой армии . Всё, что было построено до этого, было снесено. В 1814 году Людовик XVIII пожелал, чтобы возводившееся здание стало церковью памяти Людовика XVI и Марии-Антуанетты . В 1837 году администрация города планировала превратить здание в вокзал первой пассажирской железной дороги, соединявшей Париж и Сен-Жермен, но этим замыслам не было суждено осуществиться. В 1842 году церковь была достроена и освящена.
Император Наполеон Бонапарт распорядился воздвигнуть церковь имени особо почитаемой во Франции Марии Магдалины (завершившей свою земную жизнь на территории этой страны), но в ознаменование военных побед Великой армии, составивших славу Франции. За образец император повелел взять поразивший его в своё время так называемый Квадратный дом (Maison Carrée) в Ниме, на юге Франции. Тип римского храма ассоциировался с величием французской Империи. Однако Квадратный дом, построенный во времена императора Августа, представляет собой сравнительно небольшой по размеру, но на высоком подиуме псевдопериптер (здание с полуколоннами на боковых фасадах). Архитектор Виньон построил огромный периптер : 52 колонны коринфского ордера 20 м высотой. Размеры храма, под стать римским форумам, подавляют, что полностью согласуется с идеологией стиля ампир .
Скульптурная композиция главного фронтона — Страшный суд — создана Ф. Лемером в 1834 году. Символику церкви, раскрывающуюся в её названии памяти раскаявшейся грешницы, и в скульптурной программе, интерпретируют как намёк на цену, которую приходится платить за величие нации . Интерьер храма впечатляет ещё более, чем его фасад. Полутёмное пространство оформлено коринфской колоннадой, поддерживающей цилиндрические своды, напоминающие своды древнеримских терм. Своды чередуются с тремя куполами, в которых по примеру римского Пантеона сделаны круглые люкарны, или окулусы, — единственный источник дневного света. Апсида оформлена колоннадой амбулатория. Над главным алтарём — скульптурная композиция "Вознесение Марии Магдалины". Справа, в глубине нефа — "Коронование Девы" (скульптор Ж.-Ж. Прадье), слева — "Крещение Христа" (композиция Ф.Рюда).
С 1924 года в церкви проводилась служба на русском языке и по русскому православному обычаю . Первую литургию отслужил Александр Евреинов , секретарь Нунциатуры. Католические священники в православном облачении проводили литургию на русском языке в густом дыму восходящих курений под аккомпанемент полнозвучного аккорда необычно сложных русских церковных напевов . Так зародился русский католический приход Святой Троицы