Профиль Эйнасто
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мужская голова в профиль» — картина испанского художника Диего Веласкеса из собрания Государственного Эрмитажа .
На картине изображён в профиль черноволосый мужчина с небольшими усами, он имеет несколько удивлённое выражение лица; одет в жёлтую куртку с белым воротником. Слева внизу красной краской нанесены цифры 4145 — они соответствуют номеру картины в первом рукописном каталоге Эрмитажа, начатом в 1797 году.
Картина написана около 1616—1617 годов. Хранитель испанской живописи в Государственном Эрмитаже Л. Л. Каганэ так мотивировала эту датировку:
Картины бытового жанра Веласкес писал в юности, когда жил в Севилье . В этот период он увлекался светотеневой манерой. Плотная живопись, насыщенный жёлтый цвет одежды в сочетании с глубоким чёрным цветом волос, ярко освещённое лицо на глубоком тёмном фоне, треугольник света на шее, резко прочерченные морщины на лбу характерны для наиболее ранних картин Веласкеса .
Ранняя история картины неизвестна, она была приобретена для Эрмитажа в Амстердаме из собрания английского банкира , шла под названием «Голова испанца в профиль» и была атрибутирована Веласкесу .
В 1860—1861 годах картину осмотрел Г. Ф. Вааген , приглашённый в Эрмитаж для консультаций. По итогам исследований он назвал картину «Портрет молодого крестьянина», в результате чего под этим названием она публиковалась вплоть до 1958 года, когда обозначение персонажа как крестьянина было признано несостоятельным, поскольку Веласкес в основном писал быт горожан; тогда же картине было дано нынешнее официальное название «Мужская голова в профиль». Также Вааген приписал авторство картины Сурбарану , хотя при этом отметил, что она отличается от обычных произведений этого художника . Имя Веласкеса было возвращено в 1912 году под вопросом, а в 1913 году было указано на сходство персонажей эрмитажной и будапештской картин . Тем не менее сомнения в авторстве Веласкеса возникали в дальнейшем неоднократно, и в Эрмитаже официально картина не один раз меняла атрибуцию от самого Веласкеса до работы учеников из его мастерской .
В 1975 году была опубликована рентгенограмма , на которой видно, что под верхним живописным слоем имеется записанное изображение другой мужской головы с открытым ртом. По мнению И. М. Левиной, здесь имеется определённое сходство с центральным персонажем картины Веласкеса «Музыкальное трио», хранящейся в Берлинской картинной галерее .
В настоящее время авторство Веласкеса признаётся большинством исследователей.
В литературе картину часто называют этюдом , однако это не так. Фактически этот портрет является фрагментом несохранившейся большой картины Веласкеса, чем объясняется необычное выражение лица персонажа — скорее всего он являлся участником большой многофигурной сцены, в которой общался с другими людьми. При исследовании картины в реставрационных мастерских Эрмитажа выявилось, что холст обрезан по краске со всех четырёх сторон, причём на нитях холста только по правому краю имеются следы натяжения на старый подрамник . Косвенным свидетельством того, что картина представляет собой фрагмент другой большой картины, является работа Веласкеса « Завтрак » из Музея изобразительных искусств в Будапеште : на ней справа изображён персонаж, имеющий значительное сходство (как портретное, так и в выражении лица и одежде), с человеком с эрмитажной картины .
В настоящее время картина не выставляется в основной экспозиции Эрмитажа, но периодически участвует в выставках, проводимых в различных музеях мира (в Сеуле в 1991 году, в Турку в 1994 году, в Эдинбурге в 1996 году, в Севилье и Мадриде в 2001—2002 годах, в Севилье и Бильбао в 2005—2006 годах, в Павии в 2009 году, в Саратове в 2010 году и Казани в 2011 году, в Выборге в 2013 году) .