Interested Article - Танец жизни
- 2020-01-07
- 1
Танец жизни ( норв. Livets dans ) — картина норвежского художника- экспрессиониста Эдварда Мунка , написанная в 1899 - 1900 годах. Центральное произведение в цикле « Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти ». C 1910 года находится в Национальной галерее в Осло .
Описание
На картине изображён летний праздник: юноши и девушки танцуют парами на берегу моря в лунную ночь (на картине узнаётся реальное место в Осгорстранне , где регулярно устраивались танцы) . Среди празднующих выделяются три женские фигуры в платьях символических цветов — белом, красном и чёрном. Девушка в белом стоит слева, поодаль от танцующих, рука её тянется к цветку на высоком стебле. Женщина в красном танцует с мужчиной, которому художник придал собственные черты : они изображены в самом центре картины. Наконец, женщина в чёрном стоит возле правого края картины: у неё, как и у девушки в белом, нет партнёра, и она ревниво смотрит на танцующих. Сюжетно такая композиция перекликается с другой картиной Мунка — « Тремя возрастами женщины » (известной также как «Сфинкс») , которой в первоначальном варианте «Фриза жизни» предназначалось место, впоследствии занятое «Танцем жизни»: женщина на ней изображена в трёх ипостасях — как юная «девственница» в белом, соблазнительная обнажённая красавица и скорбная бледная фигура в траурном одеянии .
Источники вдохновения
Исследователи творчества Мунка предполагают, что сюжет новой картины был подсказан Мунку пьесой датского символиста «В вихре вальса» . Сам художник утверждал, что в основу «Танца жизни» легли воспоминания о его первой любви, Милли Таулов: «В центре большой картины, написанной этим летом, я танцую со своей первой любовью; эта картина — воспоминание о ней. Слева белокурая девушка с улыбкой безнаказанности тянется за цветком любви. Справа женщина в трауре тревожно следит за танцующей парой. Она исключена из веселья — как был исключён и я, когда они танцевали...» Биограф Мунка Атле Нэсс, однако, полагает, что бо́льшее влияние на содержание полотна должны были оказать отношения художника с Туллой Ларсен, ещё продолжавшиеся на момент написания картины: женские фигуры справа и слева «кажд[ая] по-своему... в деталях напоминают её портрет, написанный Мунком в начале их отношений... Женщина в белом, стоящая слева — это „молодая“ Тулла, которая всё еще надеется с помощью своей всепоглощающей любви выманить его наружу... Женщина в чёрном, постарше — это Тулла, признавшая своё поражение» .
См. также
Примечания
- ↑
- ↑ Ульрих Бишофф. Эдвард Мунк . TASCHEN/Арт-родник, 2008
- ↑ Атле Нэсс. Эдвард Мунк: Биография художника . Издательство «Весь Мир», 2007.
- . Дата обращения: 23 июля 2015. 5 сентября 2015 года.
- 2020-01-07
- 1