Фарада, Семён Львович
- 1 year ago
- 0
- 0
Семён Льво́вич Ги́нзбург ( 23 мая 1901 , Киев — 4 апреля 1978 , Ленинград ) ― советский музыковед, музыкальный критик, виолончелист, лектор, педагог и переводчик, профессор Ленинградской консерватории .
Сын инженера-технолога Льва Моисеевича Гинзберга (Гинзбурга) и его жены Анны Моисеевны. Вырос с семьёй в Баку, в 1911 году жил с родителями в Австрии и Швейцарии. Начал заниматься музыкой под руководством скрипача и дирижёра , затем учился в музыкальном училище Бакинского отделения Русского музыкального общества по классу виолончели В. С. Доброхотова . Летом 1916 года дебютировал в составе симфонического оркестра, выступавшего на Кавказских минеральных водах . В 1918 году окончил в Баку Первое реальное училище.
В 1918—1919 и 1921—1923 гг. учился на историко-филологическом факультете Петроградского университета , где его преподавателями были С. К. Булич (языкознание), С. А. Венгеров (история литературы), Б. В. Фермаковский (история искусства). Занимался также историей музыки в Институте истории искусств под руководством Б. В. Асафьева , камерным ансамблем в Петроградской консерватории под руководством А. К. Глазунова , совершенствовался как виолончелист под руководством Ю. Г. Бильдштейна . В 1919—1920 гг. служил в Красной армии как музыкант агитпоезда политотдела Южного фронта .
С 1919 г. преподавал в музыкальных школах и техникумах Петрограда. С 1922 г. научный сотрудник отделения теории и истории музыки Института истории искусств, с 1923 г. приват-доцент отделения искусств и археологии Петроградского университета. На протяжении 1920-х гг. концертировал в Петрограде-Ленинграде как ансамблист, в 1925 г. исполнил партию виолы да гамба в ленинградской премьере « Страстей по Иоанну » И. С. Баха под управлением Фрица Штидри .
С 1925 года преподаватель Ленинградской консерватории , с 1928 г. доцент, в 1935—1962 гг. профессор, затем до конца жизни профессор-консультант; в 1939—1940 гг. декан историко-теоретического факультета, в 1940—1949 и 1956—1961 гг. заведовал кафедрой истории музыки народов СССР. Одновременно в 1929 году возглавил музыкально-исторический музей Ленинградской филармонии, в 1932 году вошедший в качестве отдела музыкальной культуры и техники в состав Государственного Эрмитажа , и руководил им до 1935 года, занимаясь, в частности, организацией исторических концертов Эрмитажного театра, где сам выступал как виолончелист и гамбист. В 1938—1940 гг. старший научный сотрудник Центрального театрального училища , после его реорганизации в 1946—1948 гг. в той же должности в Ленинградском театральном институте. В 1942—1945 гг. в эвакуации в Ташкенте , в 1942 году выступал на общевузовской «Антифашистской сессии» с докладом «Фашизм и национальная музыкальная культура». Выступал по радио с лекциями о советской музыкальной культуре.
Как минимум дважды подвергался критике партийных идеологов за «антипатриотизм». 17 августа 1942 года начальник Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) Георгий Александров упоминал Гинзбурга в докладной записке на имя секретарей ЦК Маленкова , Щербакова и Андреева с обвинением, что в консерватории не прививается любовь к русской народной музыке. 19 февраля 1949 года в ходе антисемитской кампании по борьбе с космополитами на партийном собрании в Союзе композиторов его вместе с рядом других еврейских музыковедов заклеймили «пропагандистом западного модернизма в музыке» .
Награждён медалями «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» (1946), «К 250-летию Ленинграда» (1953).
Первая жена — искусствовед (в девичестве Шпитальникова; 1900—1975). Вторая жена — Тамара Митрофановна Лисун (р. 1940).
Был сотрудником многих отечественных и зарубежных журналов, где публиковал свои статьи и рецензии: «Современная музыка», «Орфей», «Музыкальная летопись», «De musicа», «Вестник Знания», «Музыкальная культура», «ARK».
Большую работу проделал в качестве переводчика, писал о творчестве французской «Шестерки», Альбана Берга, Эрнста Кшенека, об операх Ф. Бузони, концертах современной музыки в Венеции, Праге, Париже, о гастролях в России известных дирижеров: Ф. Штидри, А. Казеллы, Ф. Вейнгартнера, О. Фрида и других.
Главной темой научно-исследовательской деятельности Гинзбурга была история музыки народов СССР.
Гинзбург составил первый в Советском Союзе консерваторский курс музыки народов СССР.