Interested Article - Автопортрет с семью пальцами

«Автопортрет с семью пальцами» — картина русско-французского художника Марка Шагала , написанная им в 1913 году в Париже , когда он готовился к выставке в Салоне Независимых . Является первым автопортретом, написанным им во Франции. Полотно было создано в первой парижской студии Шагала; сильное влияние на него оказал кубизм . Картина находится в Городском музее Амстердама в составе коллекции Шагала .

Создание

В мае 1911 года на полученную стипендию Шагал переехал из России в Париж , где продолжил учиться живописи и познакомился со многими художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соней и Робером Делоне, Андре Лотом , Гийомом Аполлинером , Максом Жакобом , Риччото Канудо и другими). Он познакомился с современным европейским искусством, прежде всего его заинтересовал кубизм, оказавший на него некоторое влияние. Находясь в Париже, он впервые начал называть себя на французский манер — Марком. В первой половине 1912 года он переехал на чердак знаменитого фаланстера « Улей » ( La ruche ) — дома, в котором в 1900—1920-е годы находились жилые помещения и студии художников, причисленных впоследствии к Парижской школе . Многие из них были по происхождению, как и Шагал, евреи по национальности, прибывшие из Восточной Европы , в частности, из России. Некоторые его картины первого парижского периода несут печать воспоминаний о родине — Витебске, шире — России («Я и деревня», «России, ослам и другим»). Эта же тема затронута и в его первом парижском автопортрете — «Автопортрете с семью пальцами» ( Autoportrait aux sept doigts ) сюжетно и композиционно связанного с работой «России, ослам и другим». Позже художник вспоминал, что, находясь в столице Франции, оказался в эпицентре революционных изменений в искусстве, но постоянно вспоминал об отчизне, живя как бы «спиной вперёд». Он также говорил, что картина была создана в «Улье», когда он пребывал «в полной форме в этот момент»: «Я верил, что напишу её в одну неделю. Я находился под влиянием конструкций кубистов, но не отвергал моего прошлого вдохновения» .

Описание

Картина представляет собой автопортрет Марка Шагала, пишущего картину «России, ослам и другим». В верхнем правом углу над головой художника изображено витающее облако, в котором видна деревня с церковью, символизирующая его детство в Витебске; в левом верхнем углу в окне — символическое изображение Парижа и Эйфелевой башни как нового дома Шагала . Видимо символично, что к окну, то есть французской жизни, он повёрнут спиной . В верхней части полотна на иврите написаны слова «Париж» и «Россия» . Микеле Дантини трактовал такую образность как двойственность, амбивалентность между чувствами к родине и Парижу, Франции: «Это диаспоральное воображение оторванного от родины скитальца, вскормленное ностальгией и жаждой новых ощущений, иронией и капризом» .

Шагал изображён в элегантном костюме с розовым цветком в петлице . На левой руке у него семь пальцев, что искусствоведы трактуют разными способами: по одной версии, это является иллюстрацией крылатого выражения на идише «делать всеми семью пальцами» в значении « быть мастером на все руки » , по другой версии — отсылка к возможной дате рождения Шагала (7 июля) , по третьей — отсылка к Библии и сотворению мира и человека за семь дней . Сам автор интерпретировал такое художественное решение следующим образом: «Почему семь пальцев? Чтобы ввести другую конструкцию, фантастические элементы наряду с элементами реалистическими» . На правой руке изображены пять пальцев; в ней художник держит палитру в виде скрипки со множеством цветов. В автопортрете запечатлены реальные черты Шагала: длинный прямой нос, миндалевидные глаза и вьющиеся волосы. В гамме цветов преобладает жёлтый . Историк искусства Марина Бессонова находила в работе Шагала отсылки к творчеству художника Анри Руссо , в частности, к картине «Автопортрет-пейзаж» ( Moi-même, portait-paysage ; 1890), где автор изображён с палитрой на фоне узнаваемых парижских образов: Эйфелева башня, мост через Сену, набережная с кораблями . Некоторые исследователи усматривают в автопортрете некоторое влияние кубисткой стилистики, например, в очертаниях лица .

Примечания

  1. Татьяна Сохарева. . Газета.ру (7 июля 2017). Дата обращения: 28 сентября 2021. 28 сентября 2021 года.
  2. . kulturologia.ru (12 апреля 2020). Дата обращения: 28 сентября 2021. 28 сентября 2021 года.
  3. . Stedelijk Museum. Дата обращения: 13 сентября 2013. Архивировано из 10 декабря 2017 года.
  4. , с. 162—182.
  5. , с. 41.
  6. , с. 30—31.

Литература

  • Бессонова М. А. Открытие примитива в искусстве начала XX века. От Уде к Вальдену // Избранные труды. — М. , 2004. — С. 24—34. — 336 с. — ISBN 5-901439-17-1 .
  • Вульшлегер, Джекки. Глава восьмая. Блез Сандрар. Париж. 1912—1913 // Марк Шагал. История странствующего художника = Chagall: Love and Exile / Пер. с англ. К. А. Сошинской. — М. : Эксмо, 2016. — С. 162—182. — 544 с. — (Судьбы гениев. Биографии великих людей). — ISBN 978-5-699-52273-6 .
  • Дантини, Микеле. Марк Шагал. — М. : Издательство АСТ, 2020. — 160 с. — (Шедевры живописи на ладони). — ISBN 978-5-17-118170-3 .

Ссылки

  • . usc.edu. 2 июня 2005 года.
Источник —

Same as Автопортрет с семью пальцами