Здание
- 1 year ago
- 0
- 0
Боза́р (от фр. - «изящные искусства») — архитектурный стиль историзма , возникший в противовес распространившемуся в середине XIX века увлечению национальным средневековьем ( неоготика , неовизантизм , русский стиль ); продолжил традиции итальянского ренессанса и французского барокко . Классический стиль бозар развился с мощной опорой на классическую и неоклассическую архитектуры .
Возник в недрах парижской Школы изящных искусств , давшей название стилю . Во время Французской революции (1789—1794) первую французскую архитектурную школу — Académie royale d’architecture (1671—1793) из-за её роялистских связей закрыли, а в 1803 году Наполеон основал нынешнюю Школу изящных искусств .
В этом престижном учебном заведении будущих архитекторов (многие из которых были приезжими) учили воспроизводить различные исторические стили — в зависимости от вкусов заказчика. Студентов учили выстраивать помещения симметрично вдоль осей, пронизывающих здание, а также учитывать, какое впечатление размещение и убранство комнат произведут на посетителя .
Стиль бозар наиболее ярко проявился в архитектуре общественных зданий, для которых характерны колоссальный ордер, сдвоенные колонны, декорация в высоком рельефе, статуи, подчёркивающие линию кровли, и др. Среди произведений: базилика Св. Мартина в Туре (1897—1904, архитектора Виктора Лалу ), Центральный вокзал Нью-Йорка (1903—1913), главные павильоны Всемирных выставок в Чикаго (1893) и Париже (1900) .
Подлинным манифестом стиля стали Опера Гарнье и прочие постройки выпускника школы Шарля Гарнье в период Второй империи .
Во французской столице к стилю бозар можно отнести следующие сооружения:
Для этих построек характерны строгая симметрия , иерархия благородных (входы, лестницы) и утилитарных пространств, использование элементов из французской и итальянской архитектурной истории. Архитекторам бозар нравилось добавлять своим постройкам помпезности — скульптуры, лепнина , барельефы , картуши , , а также полихромные вставки (как правило, имитирующие золото) . В отличие от чистого неоренессанса и необарокко , бозар свободно варьирует элементы обоих направлений.
Диплом Школы изящных искусств считался залогом блестящей карьеры архитектора не только во Франции, но и в США . Выпускники этого учебного заведения сделали в 1885—1920 годах бозар доминирующим архитектурным стилем Америки. Американская разновидность бозара отличается от французской. В XIX веке к этому стилю в США относили громоздкие многоэтажные общественные сооружения с характерными французскими деталями и башенками — ратуши , гостиницы, офисные здания. В рамках американской градостроительной реформы начала XX века получили распространение общественные здания, тяготеющие к итальянскому ренессансу и даже неоклассицизму .
В Великобритании бозар получил распространение в эдвардианский период благодаря автору лондонского отеля «Ритц» Артуру Дж. Дэвису, получившему образование в Школе .