Перье, Казимир Пьер
- 1 year ago
- 0
- 0
Франсуа Перье ( Перрье ; фр. François Perrier ; около 1594 , Понтарлье — 2 ноября 1649 , Париж ) — французский живописец академического направления , представитель « большого стиля » эпохи короля Людовика XIV . Художник-педагог.
Будущий художник родился в городке Понтарлье (современное население — 22,5 тысяч человек) в провинции Франш-Конте на западе Франции неподалёку от современной франко- швейцарской границы. Его первым учителем был отец, провинциальный живописец (в некоторых источниках, вероятно ошибочно, именуется ювелиром). Ту же профессию избрали два его сына — Франсуа и его гораздо менее известный брат, ( ).
Около 1620 года Франсуа Перрье из глубоко провинциального Понтарлье переехал в Лион , где продолжил своё обучение живописи, на этот раз — у маститого художника, Ораса Ле Блана ( ). Из Лиона Перрье в 1624 году отправился в Рим , где поступил учеником в мастерскую художника-итальянца Джованни Ланфранко . Считается, что он помогал учителю в росписи римской базилики Сант-Андреа-делла-Валле , однако степень его вклада трудно выяснить. Уже вскоре Перрье был принят в римскую Академию Святого Луки , что предполагало признание его статуса как самостоятельного живописца.
Не позднее 1629 года Перрье вернулся во Францию, где помогал своему бывшему учителю Ле Блану и Жаку Саразену в создании росписей лионской церкви ( ), изображавших житие святого Бруно Картезианца (во французском произношении Брюно Шартреза), основателя одноименного монашеского ордена . Эти фрески до нас не дошли.
Уже в 1630 году Перрье переехал в Париж (неизвестно, бывал ли он ранее в этом городе), где стал помощником Симона Вуэ , королевского живописца, который за несколько лет до этого возглавлял папскую академию Святого Луки в Риме в период, когда Перрье был принят туда. В Париже Перрье участвовал в росписи церквей и дворцов высшей аристократии, писал картины, пробовал себя в гравюре, имел мастерскую и многих учеников, среди которых особенно выделялись Шарль Лебрен и Шарль Альфонс Дю Френуа .
Однако всего четыре или пять лет спустя Перрье снова отправился в Рим, куда прибыл к 1635 году и где прожил не меньше десяти лет. Здесь Перрье вновь занимался росписями дворцов высшей аристократии (декоративные росписи потолочных плафонов , а иногда и стен в те времена оплачивались едва ли не более щедро, чем станковая живопись), создал цикл фресок, посвящённый житию святого Доминика , для одного из монастырей (Сан-Бьяджо в Тиволи ), а также успешно торговал антиквариатом .
Наконец, не позднее 1646 года Франсуа Перрье вернулся в Париж, где имел статус одного из наиболее востребованных и дорогих живописцев. Он расписывал залы Парижского парламента , отеля (дворца) Ламбер и другого дворца, hôtel de La Vrillière ( ), где ныне находится штаб-квартира Банка Франции .
Когда Король-Солнце Людовик XIV основал Академию живописи и скульптуры , одним из её первых членов стал Перрье. Он также преподавал в академии Святого Луки в Париже .
На сегодняшний день фрески, созданные Перрье, сохранились лишь частично. Его картины сохранились лучше и украшают залы нескольких ведущих музеев мира, таких как Лувр и Музеи Ватикана .