Interested Article - Малерб, Франсуа де
- 2020-07-21
- 1
Франсуа де Малерб (Мальгерб фр. François de Malherbe ; 1555 , Кан — 16 октября 1628 , Париж ) — французский поэт XVII века , чьи произведения во многом подготовили поэзию классицизма . В то же время многие сочинения Малерба тяготеют к стилю барокко .
Биография и творчество
Начало пути
Малерб происходил из знатной семьи. Отец его был гугенотом , но после Варфоломеевской ночи без колебаний перешёл в лоно католицизма . Франсуа учился в находившихся под влиянием протестантизма университетах Базеля и Гейдельберга . Первые стихи Малерба относятся к 1575 году («Слёзы на кончину Женевьевы Руссель», Les Larmes sur la mort de Genevieve Roussel ). В 1576 году оставил отчий дом и попытался самостоятельно сделать карьеру. Перебрался в Прованс и поступил на службу к герцогу Генриху Ангулемскому ( , бастарду Генриха II ) в качестве секретаря. Через год после гибели своего покровителя, в 1587 году, посвятил королю Генриху III свою первую поэму «Слёзы Святого Петра» ( Les Larmes de Saint-Pierre ), выдержанную в традициях уходящего с литературной сцены петраркизма и написанную под прямым влиянием итальянского поэта . Генрих III благосклонно принял дар и наградил поэта; два года спустя, в 1589 году, монарх был убит.
Расцвет творчества
В 1590-х годах Малерб попеременно жил то в Кане, то в Провансе ; сблизился с астрономом и литератором Никола Пейреском , писателем и мыслителем Гийомом Дю Вэром и Антуаном Монкретьеном ; побудил последнего к существенной переработке трагедии «Софонисба». Осуществил переводы двух произведений Сенеки : «Нравственные письма к Луцилию» и трактат «О благодеяниях»; позднее, в 1616 году, Малерб опубликовал выполненный им перевод 33-й книги « Истории » Тита Ливия . К 1598 году относится одно из лучших стихотворений Малерба — философские стансы « » ( Consolation à M. du Périer sur la mort de sa fille ), в которых сильно ощущается влияние неостоицизма . Как указывал Ю. Б. Виппер ,
«в стансах нет ни малейшего намека на описание умершей, не отмечено ни одной конкретной, индивидуальной черточки. Поэт стремится смягчить страдания друга с помощью логических доводов о необходимости подавить горе и вернуться к созидательной деятельности, прибегая к проповеди стоической философии, проникнутой пафосом самообуздания и самоотречения»
В ноябре 1600 года Малерб преподнёс своё сочинение находившейся в тот момент в Экс-ан-Провансе Марии Медичи . То была перекликающаяся с произведениями Ронсара хвалебная ода «Королеве по случаю её благополучного прибытия во Францию» ( Sur sa bienvenue en France ). Ода была встречена молодой королевой благосклонно и обеспечила в дальнейшем Малербу высочайшую протекцию.
Прибытие в Париж
В Париж Малерб прибыл в 1605 году, уже заслужив репутацию известного поэта. Он был представлен королю , заслужил благосклонную оценку своих стихов и получил жалованье в 1000 франков и придворную должность постельничего . Свои обязанности он исполнял с большим рвением; не упускал возможности сочинить стихотворение по случаю тех или иных событий из жизни двора (включая и любовные увлечения короля). Малерб стал официальным поэтом складывающегося абсолютизма и одновременно разработчиком поэтического языка, способного достойно воспеть деяния монарха.
К официальной поэзии Малерба принадлежат, например, посвященные Генриху IV оды «На счастливое и успешное окончание » ( Au roi Henri le Grand sur le succès du voyage de Sedan ) и «Молитва за здравие короля Генриха Великого, направляющегося в Лимузен » ( Au roi Henri le Grand allant en Limousin , 1605). При этом Малерб не просто отдавал дань хвалебной риторике , но вполне искренне верил в заслуги непомерно возвеличиваемых им « ». Ревниво относился к соперникам вроде Филиппа Депорта , подвергал их уничтожающей критике. После смерти Генриха IV Мария Медичи, став регентшей, назначила ему пенсию. Людовик XIII вдохновлял Малерба меньше, чем энергичный Ришельё ; тем не менее, в 1624 году он посвятил обоим хвалебные сонеты. Несмотря на это, первый сборник стихов Малерба вышел лишь в 1630 году.
Последние годы
Одно из последних сочинений Малерба — «Ода королю, отправившемуся покарать мятеж ларошельцев» ( Pour le Roy allant chastier la rébellion des Rochelois ) — было написано по случаю осады Ла-Рошели в 1627—1628 годах и заслужило благодарность со стороны Ришельё. Последние годы жизни Малерба оказались омрачены драматическими событиями, связанными с уголовным преследованием его сына, а затем его гибелью на дуэли (1627). Малерб добился вынесения смертного приговора убийце, но в исполнение он приведен не был (из-за противодействия Людовика XIII ). Все эти события подорвали его ещё недавно казавшееся железным здоровье. Говорят, что на смертном одре Малерб упрекнул ухаживавшего за ним человека за не вполне французское слово .
Особенности поэтической манеры
Франсуа Малерб фактически порвал с традицией поэзии гуманизма ренессансного типа, хотя разрабатывал популярные в XVI веке жанры: ода , стансы , сонет , песня . Среди античных авторов он отдавал предпочтение Сенеке , Овидию , Марциалу и особенно Стацию . В то же время он резко осуждал Пиндара и Вергилия . Малерб обрабатывал с необычайной — и даже маниакальной, с точки зрения Таллемана де Рео — тщательностью каждый стих. Введенные им реформы относятся главным образом к фактуре стиха: он изгонял зияние , цезуры , затемняющие смысл, слишком легкие составные рифмы вроде temps — printemps и требовал, чтобы поэты одолевали трудности, искали сочетания отдаленных слов для рифмы, не довольствуясь тем, что приходит в голову по аналогии (как, напр., montagne - campagne ). В общем его требования сводились к ясности, точности и виртуозности стиха. Критерий рационализма , положенный Малербом в основу творчества, в дальнейшем стал краеугольным камнем эстетики классицизма .
Переписка
Большой историко-культурный интерес представляет переписка Малерба с его другом Никола де Пейреском , охватывающая собой обширный период с 1606 года и до самой кончины поэта.
Мнения Буало и Пушкина
Никола Буало в первой главе своего «Поэтического искусства» воспел Малерба как творца французского стиха; уничижительно охарактеризовав Ронсара , он произносит следующую знаменитую похвалу Малербу («Enfin Malherbe vint…», перевод Э. Линецкой):
Но вот пришел Малерб и показал французам
Простой и стройный стих, во всем угодный музам,
Велел гармонии к ногам рассудка пасть
И, разместив слова, удвоил тем их власть.
Очистив наш язык от грубости и скверны,
Он вкус образовал взыскательный и верный,
За легкостью стиха внимательно следил
И перенос строки сурово запретил.
Его признали все; он до сих пор вожатый;
Любите стих его, отточенный и сжатый,
И ясность чистую всегда изящных строк,
И точные слова, и образцовый слог!—
Мнение Буало цитирует в своей статье «О ничтожестве литературы русской» Пушкин , сопровождая его следующим критическим комментарием:
Но Малерб ныне забыт подобно Ронсару, сии два таланта, истощившие силы свои в усовершенствовании стиха… Такова участь, ожидающая писателей, которые пекутся более о наружных формах слова, нежели о мысли, истинной жизни его, не зависящей от употребления!
— А. С. Пушкин Собрание сочинений в 10 томах. </
В то же время в статье Пушкин сочувственно цитирует строки из «Эпистолы о стихотворстве» Сумарокова , где дается следующая характеристика поэзии Ломоносова : «Он наших стран Мальгерб, он Пиндару подобен» .
Значение творчества Малерба
Явно тенденциозное отношение к Малербу как к первому после эпохи «грубости и скверны» настоящему поэту было распространено в XVIII веке ( Д'Аламбер , Вольтер , Лагарп , Мармонтель ). Даже в XIX веке Ламартин и Де Мюссе писали стихи в русле заветов Малерба. Между тем Малерб не создал в полном смысле слова поэтической школы и вообще в систематическом виде не запечатлел свою доктрину (по крупицам её восстанавливали на основе созданного поэтом Онора Раканом жизнеописания, а также на основе составленного поэтом в 1606 году комментария к стихам Депорта).
Его последователями в XVII веке можно считать , Ракана , , Антуана Годо , , Никола Фаре и Геза де Бальзака .
Интересные факты
- Как отмечал русский поэт и критик Михаил Дмитриев , Лафонтен «при чтении од Малерба в первый раз почувствовал в душе своей присутствие пиитического гения» . Считается, что переломную роль в судьбе Лафонтена сыграла ода — а точнее, стансы — Малерба на смерть Генриха IV ( Sur la mort de Henri Le Grand , 1610).
- По сведениям Таллемана де Рео (полагавшего, что «особенного таланта за Малербом не водилось»), в доме Малерба «имелось всего семь-восемь соломенных стульев; а поскольку к нему нередко и в большом количестве захаживали любители изящной словесности, то он, когда все стулья бывали заняты, запирал дверь; если же кто-то начинал стучать, он кричал: „Обождите, свободных стульев больше нет“, полагая, что лучше вовсе не принять гостя, нежели заставить его стоять» .
- Малерб является автором нескольких стихотворений эротического характера .
- Среди близких друзей поэта был известный художник-портретист Даниель Дюмустье . Ему принадлежит карандашный портрет Малерба (1607, Париж, Национальная библиотека).
Примечания
- . Дата обращения: 2 мая 2020. 23 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2009. 1 июня 2009 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2009. Архивировано из 7 июня 2009 года.
- . Дата обращения: 2 мая 2020. 23 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2009. 20 декабря 2007 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2009. Архивировано из 11 апреля 2009 года.
Литература
- Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Лукасик В. Ю. Франсуа де Малерб// История зарубежной литературы XVII века. М.: Высшая школа, 2005. — С. 141—147.
- Мокульский С. С. Формирование классицизма // История французской литературы. Том 1. М.-Л., 1946. — С. 353—359.
- Пумпянский Л. В. Очерки по литературе первой половины XVIII в. III. Ломоносов и Малерб // XVIII век. Сб. 1. М.-Л., 1935. — С. 110—130.
- Таллеман де Рео. Малерб // Занимательные истории / пер. с фр. А. А. Энгельке. — Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1974. — С. 37—58. — (Литературные памятники). — 50 000 экз.
- Baustert R. L’univers moral de Malherbe: étude de la pensée dans l’œuvre poétique. Berne-New York: P. Lang, 1997.
- Brunot F. La Doctrine de Malherbe d’apres son commentaire sur Desportes. P., 1891.
- Fromilhague R. Malherbe. T. 1-2. P., 1954.
- Gro Bjørnerud Mo . La poésie est une danse: lire François de Malherbe. Oslo: University of Oslo, 1999.
Ссылки
- Луков Вл. А. . Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира» (2012). Дата обращения: 3 июня 2012.
- [bse.sci-lib.com/article073057.html Статья Н. А. Сигал из «Большой советской энциклопедии»]
- 2020-07-21
- 1