Параллельные миры в фантастике
- 1 year ago
- 0
- 0
Будущее в фантастике обычно делят на «близкое» и «далекое». Эти образы функционально различны: тогда как близкое будущее является объектом предсказаний в дидактическом (утилитарном или морализующем) ключе, описания далекого будущего носят эсхатологический характер, поскольку имеют дело с конечной целью развития и предназначением человечества.
Отдаленное будущее начинает изображаться намного раньше: во второй половине XVIII века возникает просветительская утопия , ориентированная на выработанное просветителями же понятие прогресса (наиболее влиятельная из них — « » Луи Себастьена Мерсье ), которая уже в начале XIX века банализируется до показа «чудес техники» вне связи с социальной стороной (например, у Фаддея Булгарина ).
Ближайшее будущее становится предметом литературы лишь тогда, когда зарождается понимание, что уже при жизни нынешних поколений возможны гигантские перемены, которые повлияют на жизнь каждого человека. Фантастика здесь примерно на двадцать лет опередила первые опыты научной футурологии : классическое произведение о , «Битва при Доркинге» (вызвавшее многочисленные подражания), вышло в 1871 году .
Близкое будущее изображают советская « фантастика ближнего прицела » и англоязычная «приземлённая фантастика» ( ), политические сатиры и триллеры.
По умолчанию принимается, что средой действия в далеком будущем должна быть (в той или иной форме) . По преимуществу она устроена по аналогии с Римской империей (эта модель восходит в конечном счёте к империи у Айзека Азимова ). Все космические оперы используют эту , так как она даёт широкие возможности развивать сюжет , не задерживаясь на описаниях .