Любая энергия, согласно Тейяру де Шардену, является духовной по своей природе. В каждом элементе фундаментальная энергия разделена на два компонента:
тангенциальная
энергия связывает друг с другом элементы одного порядка (одинаковой сложности и внутренней сосредоточенности);
радиальная
энергия направляет элемент ко всё более сложному и внутренне сосредоточенному состоянию.
В ходе
эволюции
происходит неуклонное развитие
психики
(
сознания
) и параллельное усложнение
материальных
форм. Итогом этого развития становится появление и развёртывание
ноосферы
, а затем — рождение из
синергии
всей совокупности человеческих сознаний некоего высшего сознания —
Омеги
. Индивидуальность отдельных человеческих сознаний не будет растворена в этом едином сознании человечества — она сохранится и даже обогатится благодаря причастности ему.
Возникая в ходе эволюции, Омега в то же время по природе своей ускользает от действия сил, обрекающих гибели всё возникающее, от ограничений
времени
и
пространства
: «Последний член ряда, он вместе с тем вне ряда»
. Таким образом, Омега оказывается тем «очагом духа», который изначально влечёт внутреннее (психическое,
радиальное
) начало материи и тем самым ведёт материю, жизнь к возрастанию сознания.
Тейяр де Шарден называет следующие атрибуты Омеги:
Автономность
.
Наличность
. Омега существует уже сейчас. Высшее сознание, которое представляет собой Омега, создаётся благодаря единению индивидуальных человеческих сознаний. Путь к этому единению —
любовь
, объединяющая всех людей, всё человечество, однако такая всеобъемлющая любовь будет реальна и действенна лишь при условии существования некоего единого очага — своего рода активной персонификации разумного универсума, «любящего и любимого». Этим очагом и выступает Омега.
Необратимость
. Человек стремится избежать полного исчезновения, стремится к вечности жизни. Сохранение же достижений человеческого духа посредством социокультурных механизмов лишь отодвигает проблему: Земля не вечна, и с ней исчезнет человеческая цивилизация и все её достижения. Поэтому центр «Омега должен быть независим от гибели сил, которые ткут эволюцию»
— неподвластен разрушению, которому подвержено всё возникающее.
Понятие «Точка Омега» также использовал в своей космологической теории
Франк Типлер
.
Примечания
↑
Тейяр де Шарден П.
Феномен человека. М., 1987. С. 213.
Литература
Тейяр де Шарден П.
Феномен человека / предисл. и комм.
Б. А. Старостина
; пер. с фр. Н. А. Садовского. М.: Наука, 1987.
.
Frank J. Tipler, Jessica Graber, Matthew McGinley, Joshua Nichols-Barrer and Christopher Staecker. «Closed Universes With Black Holes But No Event Horizons As a Solution to the Black Hole Information Problem», March 20, 2000 // Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Vol. 379, Issue 2 (August 2007), pp. 629—640.
Frank J. Tipler. «The Omega Point as Eschaton: Answers to Pannenberg’s Questions for Scientists» // Zygon: Journal of Religion & Science, Vol. 24, Issue 2 (June 1989), pp. 217—253,
Frank J. Tipler (1997). The Physics of Immortality: Modern Cosmology, God and the Resurrection of the Dead. New York: Doubleday. pp. 560.
ISBN 0-385-46798-2
.
Frank J. Tipler. «Cosmological Limits on Computation» // International Journal of Theoretical Physics, Vol. 25, No. 6 (June 1986), pp. 617—661, doi:10.1007/BF00670475,
David Deutsch (1997). «The Ends of the Universe». The Fabric of Reality: The Science of Parallel Universes—and Its Implications. London: Penguin Press.
ISBN 0-7139-9061-9
.