Лидделл, Билли
- 1 year ago
- 0
- 0
«Али́са Ли́дделл» ( англ. «Alice Liddell» , под таким названием фотография значится в каталоге Библиотеки Принстонского университета, где она хранится ; иногда, чтобы подчеркнуть особенность изображения на фотографии, она проходит как «Алиса Лидделл и папоротник » , англ. «Alice Liddell and fern» , в некоторых изданиях разные версии этой фотографии публикуются под названиями: англ. «Alice P. Liddell (fern)» , англ. «Alice Liddell» , англ. «Alice P. Liddell with Fern» , англ. «Alice Liddell Seated Beside a Potted Fern» ) — постановочная фотография 1860 года английского писателя и фотографа Льюиса Кэрролла (Чарльза Лютвиджа Доджсона), на которой изображена Алиса Плезенс Лидделл (1852—1934) . Фрагмент этой фотографии писатель вклеил на последнюю страницу рукописи своей книги «Приключения Алисы под землёй» (первоначальная версия «Алисы в Стране чудес», подаренная Алисе Лидделл в 1864 году) .
Между 1856 и 1880 годами Льюис Кэрролл создал около 3000 фотографий, почти половина из которых запечатлела детей, в основном — девочек, 20 из них — фотографии Алисы Лидделл. Алиса Лидделл была дочкой Генри Лидделла — филолога-классика , декана одного из колледжей в Оксфорде , соавтора греческого , и его жены — Лорины Ханны Лидделл (урождённой Рив) . Кэрролл неловко чувствовал себя среди взрослых людей. Он, однако, умел вступать в доверительные отношения с детьми. Фотографии Кэрролла показывают внутреннюю жизнь детей и серьёзность, с которой они смотрели на мир. Для Кэрролла Алиса Лидделл была, как он сам говорил, «идеальным ребёнком и другом» . Кэрролл сделал эту фотографию через четыре года после их первой встречи в саду , Оксфорд , когда Алисе было только четыре года [ нет в источнике ] .
Время создания фотографии — июль 1860 года. Тонированная фотография входила в Личный альбом № 2 Кэрролла, находилась там на 53 странице. Её идентификационный номер — Z-PH-LCA-II.53 . Другой позитив фотографии, чёрно-белый, входил в состав Личного альбома Кэррола № 3. Находился там на странице 70. Его официальный идентификатор — Z-PH-LCA-III.70 . В настоящее время оба эти позитива хранятся в Библиотеке Пристонского университета . Инвентарный номер в каталоге фотографий Кэрролла Carroll Image — 613 . Позже, вероятно в 1870 году , Кэрролл сделал коллаж из трёх, снятых в разное время фотографий сестёр Лидделл — Лорины (Ины), Алисы и Эдит (фотография Лорины в 1858 году, а две другие, запечатлевших младших сестёр, — в 1860 году) . Этот коллаж в настоящее время хранится в коллекции Национальной портретной галереи в Лондоне. Размер коллажа — 100 на 76 миллиметров. Инвентарный номер — NPG P991(10) . В своё время коллаж был продан на аукционе Сотбис за 21 200 фунтов стерлингов .
Размеры позитивов фотографии Алисы Лидделл различны: от 95 на 54 (размер фотографии в Национальной портретной галерее, где представлено только погрудное изображение ) до формата carte-de-visite 102 на 63 миллиметров . На настоящее время известны восемь позитивов этой фотографии, два из которых являются раскрашенными от руки .
Эта фотография, как представляется искусствоведам, была одной из любимых у Доджсона, а её чёрно-белая версия была включена и в фотографический альбом Алисы Лидделл. В конце рукописи «Приключений Алисы под землёй» Доджсон сделал чернильный рисунок Алисы в качестве заключения к тексту книги. Однако писатель был, как считают историки литературы, недоволен этим рисунком, поэтому взял один из позитивов фотографии, обрезал его, превратив в овал, чтобы показать только голову и плечи девочки, и наклеил фотографию на свой рисунок. Когда рукопись была опубликована в факсимильном издании издательством Macmillan Publishers в 1886 году, то фотография была опущена, что потребовало от писателя переписать последнюю строку в книге — Доджсон добавил «The End» на листке бумаги, который крепился над рукописным портретом, в месте, которое прежде скрывала фотография . Относительно причин отказа писателя от публикации фотографии были разные мнения. По одной из версий, читающая публика была к 1886 году хорошо знакома с Алисой по иллюстрациям британского художника Джона Тенниела , прототипом которой могла стать Мэри Хилтон Бэдкок ( англ. Mary Hilton Badcock ). Кэрролл прислал её фотографию, сделанную им самим, художнику, однако воспользовался ли фотографией при создании образа Алисы Тенниел, считается вопросом спорным. Все искусствоведы согласны в том, что Мэри Хилтон Бэдкок [ нет в источнике ] и персонаж Тенниела не имеет внешнего сходства с Алисой Лидделл. Предполагают, что Доджсон мог почувствовать, что рукопись «Приключений Алисы под землёй» была по сути глубоко личной, вдохновлённой его «идеальным другом-ребёнком», поэтому он, возможно, решил, что фотографии нет места в опубликованном для широкой аудитории издании . С другой стороны, известно письмо Кэрролла к Алисе, в котором он спрашивает разрешение на факсимильное издание экземпляра рукописи, подаренного им Алисе, и просит переслать рукопись ему . Судя по тексту письма отца Алисы, она согласилась при жёстких условиях. Самым важным из них было убрать её фотографию с последней страницы. В ответ Кэрролл написал, что он тоже против воспроизведения в публикации фотографии .
Позитив раскрашенной версии фотографии на аукционе Сотбис 14 декабря 2016 года был оценён в 120 000—180 000 долларов, происхождение фотографии указано как Sotheby’s LDN, 2001 «Alice» sale, lot 6 .
На фотографии Алиса Лидделл сидит прямо на столе рядом с папоротником, растущим в цветочном горшке. На языке цветов, очень распространённом в Викторианскую эпоху, папоротник означал искренность, очарование и обаяние . Искусствовед Роберт Дуглас-Фэрхерст отмечает, что, возможно, Кэрролл ставил перед собой конкретные технические задачи :
По мнению специалиста по творчеству Кэрролла, возможно, в соседстве девочки с папоротником скрывается шуточный намёк на распространённую среди педагогов викторианской эпохи мысль, что дети имеют много общих черт с растениями — естественными, красивыми и дикими, с их точки зрения потребуются немалые время и усилия, чтобы «одомашнить» и «цивилизовать» (воспитать и обучить их в правильном направлении) эти растения .
Роберт Дуглас-Фэрхерст отмечает, что на заключительном рисунке Кэрролла к книге, который позже заместила эта фотография, Алиса Лидделл имеет более густые волосы и страдает некоторым косоглазием . Вокруг обрезанного варианта портрета в рукописном варианте книги находятся два декоративных завитка, напоминающих восьмёрку. Именно в этом возрасте была Алиса, когда Кэрролл сделал фотографию, но это также и математический знак бесконечности . По мнению искусствоведа, это был тонкий способ предположить, что возраст литературного персонажа не был связан с возрастом; не важно, сколько лет Алисе Лидделл сейчас, вымышленная Алиса могла остаться в этом возрасте навсегда .
Название фотографии является предметом споров искусствоведов. Существует большая статья Синди Беккер, посвящённая только названию данной фотографии .