Побег на край света
- 1 year ago
- 0
- 0
«Птицы 2: Путешествие на край света» ( фр. La marche de l’empereur ) — документальный французский фильм Люка Жаке о судьбе императорских пингвинов , каждый год совершающих путешествие вглубь Антарктики , дабы вывести потомство. В течение долгих девяти месяцев им предстоит найти себе пару, защитить птенцов от мороза, найти пищу посреди бескрайних льдов. Всё это ради жизни.
На протяжении года два оператора и Жером Мезон снимали этот фильм вокруг французской научной базы Дюмон д’Юрвиль в Земле Адели , Антарктида .
Фильм выиграл премию Оскар 2005 года в номинации « Лучший документальный фильм ».
Более 60 млн лет назад пингвины жили в умеренном климате — Антарктида тогда ещё не была сплошным куском льда. Но климат на планете менялся. Материки дрейфовали, Антарктида сместилась на Южный полюс и покрылась вечным льдом. Животные оттуда ушли или вымерли, а пингвины, приспособившись к холоду, остались. Некоторые из них живут сегодня на льдинах вокруг Антарктиды, каждый год совершая опасное путешествие на материк для продолжения рода. Об этом виде, императорских пингвинах, и рассказывает нам фильм «Птицы 2», оригинальное название которого «La marche de l’empereur», что дословно означает «Марш Императора».
Рассказ ведётся от лица самих пингвинов, голоса им дали Шарль Берлен, Романа Боринже и Жюль Ситрук.
Всё начинается в середине марта-середине апреля. Пингвины собираются в стаи и выходят на берег, чтобы отправится к местам гнездования. Долгие дни продолжается путешествие пингвинов от моря, которое дает им пищу к местам их гнездовых колоний, расположенных среди утёсов, неровностей льда — местах с наиболее благоприятным микроклиматом, имеющих защиту от ветра.
По прибытии стай на место начинается процесс формирования колонии: все пингвины делятся на пары. Самцов меньше, чем самок, поэтому последние борются за внимание самцов, часто с криком и драками. Найдя пару, птицы стоят рядом дни напролёт, наслаждаясь обществом друг друга, а ночью собираются в тесную группу, чтобы не замерзнуть.
В мае-начале июня самка откладывает единственное яйцо . Температура в это время опускается ниже −50 °C, а ветер дует со скоростью до 200 км/ч. С помощью клюва самка перекатывает яйцо на лапы и накрывает сверху кожной складкой на нижней стороне брюха, чтобы согреть его. Через несколько часов заботу о потомстве берет на себя самец, закатывая яйцо себе под брюхо. Многие молодые особи ещё неопытны и торопливы, поэтому часто их яйца замерзают. Два-три месяца самцы греют своими телами не рождённых птенцов, собираясь при ухудшении погоды в плотную группу, называемую «черепахой». Самки в это время достигают моря и плавают, насыщаясь свежей рыбой.
После кормёжки самки собираются в стаи и возвращаются к месту гнездования. К моменту возвращения из-под перьев отцов уже выглядывают маленькие голодные птенцы. Самки долго наполнялись энергией и теперь они готовы перенять на себя заботу о новорожденных, насыщая и согревая их. Самцы, наголодавшись 3 месяца и потеряв 40 % массы тела, передают им уже вылупившихся птенцов и сами уходят на кормёжку.
Ослабшие самцы идут к морю, чтобы питаться. Многие из них не выдерживают этот путь, так как очень ослабли. Самки около трёх недель кормят птенцов полупереваренной пищей, кашицей из криля и рыб, запасённой в путешествии по морю и особым «молоком». В возрасте пяти недель птенцы императорских пингвинов уже не помещаются в наседной сумке и уходят в так называемые «детские сады», где проводят время, плотно прижавшись друг к другу. Самцы к этому времени уже вернулись, и вместе с самками охраняют птенцов от нападений хищников — буревестников и поморников . Родители кормят только своего птенца, находя его среди сотни других по голосу.
Период вскармливания птенцов заканчивается в январе, все птицы возвращаются к морю, чтобы провести лучше за весь год летние месяцы.
Стиль оригинального французского фильма значительно отличается от версий на других языках.
В оригинальной версии повествование ведётся от первого лица, то есть от лица пингвинов, которые как бы рассказывают свою историю. Роман Боринже и Шарль Берлен попеременно озвучивают роли женских и мужских особей соответственно, а когда рождаются птенцы, за них говорит актёр Жюль Ситрук ( Jules Sitruk ). Этот стиль нашёл продолжение в некоторых других версиях фильма, например в русской версии.
В венгерской версии голоса пингвинам дали актёры Ákos Kőszegi , Anna Kubik , и Gábor Morvai , а на немецкий язык (эта версия появилась на канале ProSieben в апреле 2007 года) фильм озвучили Andrea Loewig , Thorsten Michaelis и Adrian Kilian . Этот стиль повествования также используется в датской DVD версии.
В отличие от авторской версии, английская озвучена всего одним актёром — Морганом Фрименом и повествование идёт от третьего лица. Австрийский канал ORF 1 использовал в апреле 2007 года для трансляции версия, доступную на немецком «Special Edition» DVD, на котором повествование ведет немецкий актер Sky Du Mont . Голландскую версию озвучил бельгийский комик Urbanus , индийская рассказаны на хинди и английском актёром Амитабхом Баччаном и известна как «Penguins: A Love Story». Польская версия озвучена польским актёром Мареком Кондратом , шведская шведом Йёста Экманом . Тагальская версия рассказана актрисой Sharon Cuneta и выпущена под названием «Penguin, Penguin, Paano Ka Ginawa?» (Пингвин, пингвин, как ты сделан?) с английскими субтитрами. Тагальское название аналогично филиппинской новелле и фильму Bata, Bata, Paano Ka Ginawa? («Ребёнок, Ребёнок, как ты сделан?»)
Ещё одно различие между разными версиями в музыке. В оригинальном французском варианте используется экспериментальный трек композитора электронной музыки Эмили Симон , в то время как английская версия содержит инструментальную музыку Алекса Вурмана.
Впервые фильм показан на кинофестивале « Сандэнс » в США 21 января 2005 года. Релиз фильма состоялся на следующей недели, 26 января, во Франции , где он получил рейтинг 4 звезды от AlloCiné и по кассовым сборам за первую неделю уступил только фильму « Авиатор ».
Оригинальная французская версия была выпущена в Квебеке . Впоследствии, англо-язычная версия была выпущена в Северной Америке 24 июня 2005 года, получила положительные отзывы критиков, которые нашли его информативным и очаровательным. Фильм получил 94 % рейтинга на сайте Rotten Tomatoes . Кинолюбители, видимо, согласились с этой оценкой, вследствие фильм стал вторым самым успешным среди документальных фильмов после Фаренгейт 9/11 , собрал около $ 77 млн в США и Канаде и более $ 127 млн по всему миру. Это единственный фильм от Warner Independent , который получил рейтинг G от MPAA.
Фильм был выпущен на DVD во Франции 26 июля 2005 года. О DVD критики высказались дополнительно, прежде всего о том, что фильм стоит позиционировать как научно-популярный, также пригодный для семейного просмотра.
В ноябре 2006 года по фильму была сделана видео игра студией DSI Games для платформ Nintendo DS и Game Boy Advance .
В 2007 году был выпущен фильм-пародия, срежиссированный Бобом Сагетом и выпущенный под названием « Фарс пингвинов » ( англ. Farce of the Penguins ). Фильм был озвучен Сэмюэл Л.Джексоном с помощью наложения голоса. И хотя в пародию включены кадры о пингвинах документально характера, реальных сцен из оригинального фильма нет.
Фильм был выпущен в России 18 июня 2009 года компанией дистрибьютором CP Digital .
Фильм получил политические и социальные комментарии, в которых пингвинов рассматривали как антропоморфно схожих с людьми и даже способных дать уроки человеческому обществу. Майкл Медвед (Michael Medved) похвалил фильм за показ ценности традиционных семей, их стабильности .
Комментарии Майкла вызвали отклик других критиков, например Эндрю Салливана (Andrew Sullivan), который отметил, что пингвины не моногамны более одного года. Мэтт Уокер (Matt Walker) из New Scientist отметил что в «усыновлении» птенцов виден факт похищения людей , также у пингвинов наблюдается жестокое обращение со слабыми птенцами и остракизм редких пингвинов-альбиносов .
«Например то, что пингвины перенимают друг у друга птенцов, — чистейшая правда, но они не всегда делают это таким способом, который понравился бы моралистам» . Салливан и Уокер считают, что попытка сравнивать поведение пингвина и человека — ошибка.
Сам Люк Жаке осудил такие сравнения между пингвинами и людьми. Отвечая на вопрос San Diego Union Tribune о комментариях к фильму, таких как «метафора семейных ценностей — преданность партнёру, преданность потомства, моногамия, самоотречение», Жаке ответил: «Я осуждаю эту позицию и считаю, что интеллектуально нечестно навязать эту точку зрения. Забавно, но если вы берете моногамию от одного сезона к другому как аргумент, процент разводов, если хотите знать, составляет от 80 до 90 процентов … моногамия длится в течение одного репродуктивного цикла. Вы должны позволить пингвинам быть пингвинами и людям быть людьми» .
Некоторые споры также протекают в СМИ. Рич Лоури, редактор National Review , сообщает в блоге журнала о том, что BBC "беспокоили меня в течение нескольких дней по поводу «Марша пингвинов»… Я думаю, хотели увидеть, что я сказал в эфире, что пингвины являются инструментами Бога и способны вытащить Америку из адского огня, или что-то подобное. Так вежливо, как я мог, я сказал ей: «Леди, они просто птицы» .
Другой спор протекает между теми, кто считает, что поведение Императорского пингвина можно рассматриваться как признак «разумного замысла», и те, кто считают его примером эволюции путём естественного отбора в действии. Стив Джонс, профессор генетики из Университетского колледжа в Лондоне, заявил: «Сторонники интеллектуального дизайна думают, что если они видят то, что они не понимают, то это обязательно Бог, они не понимают, что они сами являются частью эволюции» . Автор Сьюзен Джейкоби сказала в её книге 2008 года «Возраст Американского безумия» (стр. 26), что дистрибьюторы из фильма сознательно избегали использования слова «эволюция», чтобы избежать негативной реакции со стороны американских религиозных организаций, и пишет также: «Как это случилось, ведь императорские пингвины стали буквально хрестоматийным примером, включены в курсы на уровне колледжа биологии, как пример эволюции путём естественного отбор и случайной мутации. … финансовая мудрость избежания любого упоминания об эволюции была подтверждена в кассах …»
Фильм выиграл премию « Оскар » 2006 года в номинации «Лучший документальный фильм», премию BMI Film Music Award , а также получил ещё 9 наград .
Фильм не содержит точных сведений о времени и цели перемещения пингвинов в Антарктиде. По сути это фильм о ежегодной миграции пингвинов, в котором нет ни одного существенного факта об этой миграции.
Не озвучено ни одного научного факта о строении, происхождении вида, и районе обитания.