Interested Article - Шелягович, Николай Николаевич

Вымпел новоятвягов с надписью «Єтвызь»

Никола́й Никола́евич Шеляго́вич ( белор. Мікалай Мікалаевіч Шэляговіч ; 21 июля 1956 , Огдемер , Дрогичинский район , Брестская область , БССР ) — белорусский и российский журналист, писатель, публицист, филолог. Автор концепций истории региона Восточной Пруссии и Западного Полесья в рамках созданной им теории так называемой « Ятвяжской Руси» . В 1980-х годах инициатор и апологет идеи самоидентификации жителей Западного Полесья и создания Полесской автономии. Выступает за создание отдельного полесского языка и национальности .

Биография

Юность и молодость Шеляговича были вполне обычными для того времени: школа , музыкальная школа, филологический факультет Белорусского государственного университета . Под влиянием своих знакомых Алеся Рязанова , Алеся Каско, Николая Прокоповича увлёкся белорусской историей, языком и литературой. Именно в эти годы идентифицирует себя как ятвяга , пишет стихи на ятвяжском языке , что не всегда находило понимание в среде белорусской интеллигенции. Во время обучения на филфаке Белорусского госуниверситета Шелягович начал активно заниматься исследованиями полесского региона, который, по его словам, должен представлять собой особую национально-культурную-автономию в составе Белоруссии — с полесским народом, который Шелягович трактовал как потомков древних ятвягов .

Трудовую деятельность начал корреспондентом газеты «Калининградский комсомолец». После окончания третьего курса перевёлся на заочное отделение филфака БГУ. Позже работал в газете «Голас Радзімы» («Голос Родины»), в которой в 1982 году опубликовал свою статью «Голос древних балтов», в которой обосновывал право полешуков считаться самостоятельным этносом . Работа Шеляговича нашла свой отзыв в двух диаметрально противоположных институтах: радио «Свобода» и КГБ . И первые, и вторые высказали негативную оценку работы молодого исследователя. Выдвигался кандидатом в президенты страны. КГБ принял меры в отношении Шеляговича — он был уволен, и со стороны органов госбезопасности на него осуществлялось давление в форме постоянных отказов в приёме на работу. Тем не менее, благодаря Михасю Дубенецкому , Шеляговичу удалось устроится преподавателем Минской высшей школы милиции .

Несмотря на трудности, Шелягович вместе с некоторыми единомышленниками продолжал реализовывать идею автономности полесского региона. 14 апреля 1988 года было создано общественно-культурное объединение «Полісьсе» (Полесье), которое выступало за возрождение западнополесского языка и культуры и за признание западных полешуков самостоятельной нацией. Шелягович также предлагал идею создания белорусско-полесской федерации . Шелягович также был одним из основателей Белорусского Народного Фронта , но позже покинул его ряды. Шелягович был одним из двух делегатов учредительного съезда БНФ, которые в графе «родной язык» указали «ятвяжский».

В 1988 году на страницах молодёжной газеты «Красная Смена» («Чырвоная замена») вышли четыре выпуска литературной подборки на полесском языке «Балесы Полісься» , которые с апреля 1989 года трансформировались в самостоятельное издание. В газете печатались материалы краеведческого характера, хроника, новости объединения «Полісьсе». С 1989 года также был налажен выпуск газеты «Збудінне» («Пробуждение»), в подзаголовке которой значилось: издание «Ыныцятывнiji рады сујдіння за одродінне Етвызі» («Инициативного совета движения за возрождение Етвызи»).

Деятельность объединения «Полісьсе» нашла свой резонанс в обществе. Некоторые белорусские общественные деятели и литераторы, например, Нил Гилевич , резко выступили против тезисов Шеляговича, увидев в них угрозу территориальной и национальной целостности Белоруссии . Некоторые склонялись к тому, что деятельность Николая Шеляговича — это провокация спецслужб (КГБ) .

Уверенность Шеляговича в том, что Полесье станет автономным, не оправдалась. Активизация западнополесского движения, которая пришлась на конец 1980-х — начало 1990-х годов постепенно сошла на нет. В 1991 и 1992 годах участвовал в конгрессах славянских культур в Любляне ( Словения ) как представитель от «ятвяжской культуры».

С 1992 по 1997 год являлся корреспондентом газеты «DELO» (Любляна, Словения) в Белоруссии. Был создателем и председателем партии Всебелорусского единства и согласия. Позже был смещён с поста руководителя Булаховым Дмитрием Петровичем .

С середины 1990-х годов по настоящее время работает в холдинге «SHELENG GROUP», с апреля 2008 года — заместитель председателя совета директоров альянса «Российские системы автоматизации» .

В настоящее время в Калининграде под его руководством функционирует «Калининградское региональное общественное объединение „Етвызь“». Шелягович является членом Общественного совета Калининградской облдумы в качестве исследователя древнерусского периода Калининградской и Брестской областей и председателя КРОО «Етвызь».

Примечания

  1. (рус.) // OSTKRAFT : интервью. — 2014. — 13 март. 28 января 2020 года.
  2. Леонюк В. Шелягович Микола // Словник Берестейщини. — Львів : Видавнича фірма «Афіша», 1996. — Т. 1. — С. 332. — ISBN 966-95063-0-1 .
  3. Микола Шелягович. У нашего дела — космический знак // Уліцёнок А. Л. Іншадумцы// Прадм. В. У. ("Быкава. Мн., Беларусь, 1991. С. 123—146.
  4. Аформілася і супрацьлежная партыя. Лідэры Таварыства Беларускай Мовы Ніл Гілевіч, Яўген Цумараў і Алег Трусаў (вось дзе гняздо беларускага фундаменталізму) узначалілі фронт змагання супраць «яцвяжскага сепаратызму» на старонках «ЛіМу», «Нашага Слова» і ў Вярхоўным Савеце, і «Збудінне» кляйміла іх выступы як «провокашыны лытвынських шовыныстив». Паэт Мікола Федзюкевіч усхвалявана выкрываў, што ягоныя дарагічынскія дзядзькі яцвяжскай мовы не разумеюць і што "асаблівую насцярожанасць выклікалі ў палескіх хлебаробаў наступныя радкі. Дынько А. Найноўшая гісторыя яцвягаў. ARCHE// № 6 (11), 2000.
  5. Рух «новаяцвягаў» сапраўды можна разглядаць як спробу рэалізацыі нацыятворчага праекту, а можна — як маcштабную палітычную інтрыгу ці ўмелую правакацыю КДБ супраць беларускага і ўкраінскага нацыянальна-вызвольных рухаў. Маўляў, як Малдове стварылі Прыднястроўе, так тутака хацелі стварыць Яцвязь. Дынько А. Найноўшая гісторыя яцвягаў. ARCHE// 6 (11), 2000.
  6. (недоступная ссылка)
  7. 10 декабря 2009 года.

Литература

  • Шевченко К. Кризис идентичности и возникновение альтернативных этнических идентичностей у восточных славян: полешуки в Белоруссии // Белоруссия и Украина: История и культура. Ежегодник 2005/2006. — Мн. : Просвещение, 2008. — С. 318–342 .
  • Цадко О. от 21 октября 2016 на Wayback Machine // Палітычная сфера. Гісторыя і нацыя №24 (1), 2016. — C. 78-93.

Ссылки

Источник —

Same as Шелягович, Николай Николаевич