Горизонты техники для детей
- 1 year ago
- 0
- 0
Харьковский театр для детей и юношества (ХТДЮ) (полное название — Областное коммунальное учреждение «Харьковский театр для детей и юношества»; сокращённое «ОКУ ХТДЮ»; англ. RMI RTCY) — театр в городе Харьков .
Театр, со времени основания, шесть раз менял название:
Основан в Харькове в 1920 году по инициативе Высшей театральной школы на базе первой государственной театральной школы с участием профессора Харьковского университета им. В. Н. Каразина Александра Билецкого . Заведующим школой был назначен , а художественное руководство возглавил режиссёр Николай Синельников . Школе было предоставлено пустующее помещение бывшего театра миниатюр, так называемого «Екатерининского театра» (построенного в 1835 году), где в декабре 1920 года спектаклем «Злой Гал» по пьесе М. Толмачёвой открылся «Театр сказки», позже театр переименован в Первый государственный театр для детей . Один из первых спектаклей, «Подвиги Геркулеса», оформлял Николай Акимов — впоследствии известный театральный художник, режиссёр и педагог, долгое время возглавлял Ленинградский театр Драмы и комедии на Невском проспекте. Следующим этапным спектаклем стал «Хубеане», музыку к которому написал композитор Исаак Дунаевский , а декорации создал театральный художник Борис Косарев , с именем которого связывают возникновение авангардной живописи в Украине. Свой пятый юбилейный сезон театр открыл пьесой молодого украинского драматурга Владимира Гжицкого «На заре», которому суждено было стать первым образцом оригинального текста украинской советской пьесы для детей.
С 1933 года театр называется Театр юного зрителя и больше не носит имя писателя Максима Горького . В 1935 году главным режиссёром театра становится ученик Леся Курбаса , березилец Владимир Скляренко.
В июне 1941 года Харьковский ТЮЗ был эвакуирован в Западную Сибирь , после чего в Харьков театр уже не вернулся — с 1944 года он начинает работать как Львовский ТЮЗ .
Театр юного зрителя был организован по предложению Министерства культуры УССР, исполнительного комитета Харьковского областного Совета трудящихся путём ликвидации Харьковского передвижного драматического театра и организации вместо него нового театра в городе Харьков. Соответствующее постановление Совета Министров Украинской ССР № 503 опубликовано 4 апреля 1960 года. В постановлении также устанавливалась цена билета в размере от 2 до 5 рублей, фиксировалась дополнительная дотация в размере 100 тысяч рублей .
Штатным расписанием, утверждённым Начальником Харьковского областного управления культуры от 23 июля 1960, был установлен административно-управленческий персонал Харьковского ТЮЗа в количестве 5 штатных единиц: директор (оклад — 1750 рублей), администратор (оклад — 650 рублей) и 3 пожарных охранника (оклад — 300 рублей).
Исполняющим обязанности директора Харьковского театра юного зрителя приказом по Театру № 1 от 1 июля 1960 года назначен Феоктист Александрин. В состав коллектива вошла часть артистов расформированного театра (Павел Крамчанинов, Ольга Шабельник, Борис Товкач, Жанна Савченко, Людмила Прудкина), в театр пришли служить выпускники курса Народного артиста СССР Александра Сердюка Харьковского театрального института (Вадим Поляков, Павел Третяк, Ревека А. Г., Антонова А. И., Владимир Антонов , Михаил Шипша, Аза Резниченко, Светлана Шипша(Лисовец), вскоре в состав труппы вошли артисты из других театров — Всеволод Чайкин, Александр Беляцкий, Ирина Петухова, Николай Самойлов .
Свой первый сезон театр открыл 22 октября 1960 года спектаклем «Именем революции» по пьесе Михаила Шатрова в постановке Феоктиста Александрина.
Режиссёрами в 1960-х в театре работают Самарий Моисеевич Однопозов, Александр Александрович Синявский, Н. Г. Ерецкий. Художники — Григорий Иванович Батий, А. Е. Костюченко, Сергей Иоффе, Николай Георгиевич Кужелев, Сергей Романович Вербук (1980-е), Александр Семёнович Абманов. С театром сотрудничали композиторы: Сергей Грумберг, И. Вымер, Борис Ячнов, Георгий Гуменюк, Валентин Иванов (1966—1979), Борис Киселёв, Александр Блох, Марк Карминский , Ирина Витальевна Губаренко (1984—2004) . Руководителями литературной части театра в разные годы были Зиновий Сагалов (1968) , Александр Егорович Анничев (с 1992-го) , Людмила Пилипенко, Маргарита Корнющенко, Катерина Щербак, Татьяна Цвилая, Мария Прево (с 2020-го).
5 марта 1968 года Леонид Хаит, главный режиссёр театра, выпустил спектакль «Последние письма» (пьеса Л. Хаита и З. Сагалова ), основанный на предсмертных посланиях невинно осуждённых при Сталине людей. Спектакль состоял из пяти главок: «Бой», «Облава», «Застенок», «Трибунал», «Казнь», — и был почти сразу же запрещён; режиссёру пришлось навсегда покинуть Харьков .
В уставе 1971 года прописана норма, по которой директор театра назначается и увольняется Министерством культуры УССР.
После пожара в 1972 году театр долго скитался по клубам, пока временно не устроился во дворце культуры «Пищевик», дожидаясь пока восстановят сгоревшее помещение. В это сложное время режиссёром стал Александр Беляцкий . В 1977 году он поставил резонансный спектакль «Письма к другу» А. Лиханова и И. С. Шура. Работая над спектаклем, Беляцкий вынашивал мысль о создании трилогии о харьковчанах, вторым спектаклем которой стала пьеса Харьковского драматурга З. Сагалова «Начало фанфарного марша», написанная по произведениям Антона Макаренко . Прологом героико-романтической трилогии стал спектакль по пьесе М. Шатрова «Именем революции», в котором играли заслуженный артист Украины Владимир Антонов, народный артист Украины Всеволод Чайкин, заслуженный артист Украины Борис Товкач. Заключительным аккордом трилогии становится постановка «Спроси когда-нибудь у трав», основанная на пьесе украинского драматурга Я. Стельмаха . В 1983 году Александр Беляцкий переходит в Харьковский государственный академический украинский драматический театр имени Т. Шевченко .
На сцене театра работали режиссёры: Геннадий Макарчук, Владимир Туманов, Алексей Глаголин, Марк Энтин, Дмитрий Прево, Юрий Погребищенко, Анатолий Самохлеб, Лариса Величко, Владимир Гольштейн и Римма Степаненко. Даёт театр попробовать себя в режиссуре и актёрам театра. Так к режиссёрской когорте присоединяется будущий народный артист Украины Владимир Антонов , первой постановкой которого стала сказка «Теремок» С. Маршака . Новаторство спектакля заключалось в том, что работая над сказкой, режиссёр полностью отказался от гримирования актёров в животных. Затем В. Антонов приступает к работе над спектаклем «Сын полка» по В. Катаеву, сломав связанную с этим произведением традицию — он предложил роль Вани не актрисе-травести, а молодому выпускнику театрального института Николаю Гармашу. А его детский мюзикл «День рождения кота Леопольда» — в репертуаре театра более 30 лет.
В 2015 году стараниями главного режиссёра театра Александра Ковшуна создана и открыта малая сцена им. Александра Беляцкого.
Первым директором театра, выбранным на конкурсной основе 8 июня 2016 года, становится Андрей Фёдорович Гапанович .
Творческие эксперименты театра выражаются в поиске новых форм общения со зрителем, предложении совмещения в новые формы известных до того составляющих — 4 апреля 2021, к празднованию 61 года Харьковского театра таким решением стал спектакль, собранный из фрагментов актуальных постановок и необычный показ театральных костюмов .
На первых порах в репертуар входили в основном сказки для малышей, героические рассказы о современниках, волнующие проблемные спектакли для молодёжи.
Во время ведения театра главным режиссёром Александром Беляцким для ТЮЗа были характерны откровенно условные приёмы, обращение к зрителю в прямой форме, публицистичность зонгов и стихов, обилие музыки и пантомимы, у театра вырабатывался уникальный творческий почерк, который отличал его от других театральных коллективов .
Творческие победы коллектива принесли театру звание лауреата и дипломанта на многих международных фестивалях. Постановки театра получали признание зрителей не только родного города, но и Санкт-Петербурга , Тбилиси , Киева , Волгограда , Белгорода , Перми , Нарвы, Брянска и многих других городов, где с гастролями побывал театр. Так, ещё в начале своего становления в 1962 году на Всесоюзном смотре театров постановка по пьесе В. Коростылёва «О чём рассказали волшебники» (режиссёры А. Сенявский и Ф. Александрин) была награждена Дипломом II степени. Спектакль «Одуванчик» (по сказке Александры Брунштейн) в постановке Валерия Петрова удостаивается Диплома 1 степени на Республиканском смотре детских спектаклей, а спектакль по пьесе Л. Филиппенко «Обращение к Петру» в постановке заслуженного деятеля искусств А. Литко — Всесоюзной премии Министерства культуры СССР в 1975 году. Спектакль по пьесе «Они и мы» Н. Долинина был удостоен Диплома I степени на республиканском смотре детских спектаклей в 1967 году.
В 2004 году режиссёр Александр Николаевич Драчев за спектакль «Щелкунчик» Теодора Гоффмана был удостоен муниципальной премии им. Марьяна Крушельницкого в номинации «Лучшая режиссёрская работа».
В 2007 году коллектив Харьковского театра юного зрителя признан лучшим в двух номинациях I-го Всеукраинского фестиваля «ТЮЗ-2007» — за лучшую женскую роль и лучшую сценографию.
На июль 2021 года в репертуаре театра 33 различных по стилю и жанру спектакля для дошкольного, младшего, среднего, старшего школьного возраста, а также для взрослых зрителей. Педагогический подход к репертуару и зрителя во многом определяет деятельность театра сегодня: для каждого возраста создаётся отдельный репертуар, где учитываются особенности его восприятия.
В разные годы в театре работали и работают известные мастера сцены: Народный артист УССР Всеволод Чайкин, Народный артист Украины Владимир Антонов, Народный артист Украины Юрий Головин, Народный артист России Владимир Конкин, Заслуженный артист УССР и Народный артист России Александр Ермаков, Заслуженные артисты Украины Александр Беляцкий, Борис Товкач, Николай Самойлов, Вадим Поляков, Виталий Бондарев, Ольга Двойченкова, Сергей Городецкий.