Interested Article - Эсьмоны
- 2020-05-21
- 2
Эсьмо́ны ( белор. Эсьмоны ) — деревня в составе Мощаницкого сельсовета Белыничского района Могилёвской области Республики Беларусь .
До декабря 2012 года деревня входила в состав упразднённого Эсьмонского сельсовета и являлась его административным центром.
В деревне расположены: лесничество, средняя школа — детский сад, клуб, библиотека, амбулатория, отделение связи, памятник воинам и партизанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны , историко-краеведческий музей Эсьмонского УПК ДССШ, мемориальная доска на конторе бывшего совхоза «Эсьмоны».
Географическое положение
Деревня расположена на реке Осливка , притоке реки Друть в 15 км от г. Белыничи , 59 км от Могилёва , 40 км от железнодорожной станции Славное.
Ближайшие населённые пункты д. Мокровичи, д. Алешковичи, д. Стёхово, д. Смогиловка , д. Кармановка, д. Заозерье, д. Майск, д. Хватовка .
Население
Археологический памятник
Близ Эсьмон находится докурганный могильник конца X -нач. XIII вв. 44 холмика высотой 0,8—1,5 м, диаметром 4—8 м, вершина некоторых обложена камнями. Могильник обследовали в 1889—1890 гг. Н. П. Авенариус , в 1969 году — Л. В. Алексеев и Я. Г. Риер. Исследовано 6 холмиков. Захоронения одиночные и парные, в горизонтальном и сидячем положении. Обнаружена глиняная посуда, бронзовые и посеребрённые кольца. Уроженец здешних мест, белорусский литератор Микола Телеш в своё время писал: «За нашей деревней на запад в могучем лесу находится большое кладбище, на котором расположены огромные валуны шатром по четыре. Правда, сейчас сохранился только один большой камень, остальные — мелкие». Местные жители считают, что здесь похоронены солдаты наполеоновской армии, а под большим крестом — могила французского генерала. Видно, что здесь уже побывали « чёрные копатели ».
История
Согласно могильнику, люди здесь жили уже в X в., если не раньше. До революции это было местечко, центр волости Борисовского уезда . В основном проживали евреи . В музее эсьмонской школы есть запись еврейской легенды о происхождении местечка. Будто бы в этих местах жили два еврейских рода, враждовавших между собой. Границей (осью) их владений была река, получившая название Ослик. Подобно Ромео и Джульетте, полюбили друг друга юноша Мина и девушка Эся. Стали они тайком встречаться ночью, и как-то, там, где Ослик суживался, построили мост, украсив его цветами. Тогда роды примирились и разрешили им пожениться. Тогда и стало называться местечко Эсьмоны.
Но, скорее всего, название произошло от фамилии владельцев усадьбы, которая здесь некогда была. Ближайшие местечки Белыничи и Головчин, заселённые евреями наравне с православными и католиками, принадлежали помещикам. Так что, вероятнее всего, Эсьмоны тоже.
В 1670 году упоминается как имение Есмяны/Есьмянка/Есьмановка в Оршанском повете ВКЛ .
Эсьмоны в начале XIX в. имели 60 дворов и 6 торговых лавок. К концу XIX в. население местечка выросло, изменился национальный состав, и на 305 православных жителей приходилось 214 евреев.
В Эсьмонах земледелием не занимались. Здесь жили кузнецы, столяры, кожевенники, портные, бондари, извозчики, угольщики, торговцы. Еврейские ремесленники имели скорняжные и швейные мастерские, смолокуренные и винокуренные промыслы, делали верёвку из пеньки, сбрую для лошадей, занимались лесными промыслами, разводили рыбу в пруду. А сапожные изделия эсьмонских мастеров можно было встретить на рынках Смоленска и Москвы.
В 1897 г. эсьмонские евреи Ш. Эдель, М. Рабинович и Л. Фельдман открыли фабрику по изготовлению деревянных колодок для обуви под названием «Лер», которая потом стала называться товарищество «Осливка», по названию реки. Там работали 13 человек, имелся паровой двигатель. По сведениям за 1900 г. фабрика выпустила продукции на 7200 рублей, а количество рабочих увеличилось до 23. Среди них были 8 женщин. В местечке появились 4 водяные мельницы, а в соседней деревне Заозерье — паровая мельница .
В начале XX в. некоторые семьи и, прежде всего, еврейская молодёжь стали уезжать в Петербург и Москву, в Германию и США .
В 1929 г. в Эсьмонах был организован колхоз им. Калинина. Евреи, которые не хотели вступать в него, организовали свой «Еврейский колхоз», располагавшийся в лесном массиве Хромыщино между деревнями Заозерье и Эсьмоны. У них там были хозпостройки, колодец, кони, и коровы. В субботу и на еврейские праздники колхозники не работали. Этот колхоз был ликвидирован в 1938 г.
В 1930-х гг. в старой деревянной синагоге открыли школу, где учились вместе еврейские и православные дети. На Песах еврейские дети приносили в школу мацу , а белорусы на свою Пасху угощали их крашеными яйцами и куличами . Но смешанных браков тогда в местечке не было. Еврейского кладбища в местечке тоже не было, хоронить возили в Белыничи и до революции, и после.
Из воспоминаний Татьяны Блинковой (Устинович): "В 30-х годах в старой деревянной синагоге открыли школу, где учились вместе еврейские и русские дети. Местечко наше было еврейское, свиней не держали. В Эсьмонах до войны был неплохой колхоз. Работали все вместе, а отдыхали каждый на свои праздники, и никто ни на кого не обижался. На всю деревню был только один пьяница, да на него никто внимания не обращал. Смешанных браков не было. Дома у соседей-евреев были такие же, как у нас, пожалуй, только было больше покупных вещей из магазинов или присланных родственниками, а в домах белорусов — почти все самотканое, «самошитое».
В деревне в январе-июле 1944 года находился штаб партизанского соединения «Тринадцать», под командованием Героя Советского Союза С. В. Гришина .
Уничтожение евреев
Перед войной в Эсьмонах было 58 дворов, проживали 255 человек. Больше половины из них были евреями. Практически все еврейское население местечка погибло в 1941—1942 гг. Выжили немногие, призванные в армию и выехавшие из Эсьмон ещё до войны. Уехать на восток в первые дни войны, по воспоминаниям, смогли лишь несколько человек. В 1941 году Эсьмоны оказались под немцами. В сентябре всех евреев Эсьмон погнали в Белыничи , где с евреями других местечек загнали в один квартал-лагерь (в прямоугольнике нынешних улиц им. Энгельса и Кирова), где содержались под охраной украинцев-полицейских, а позже немцев с овчарками. Ограды вокруг гетто не было, но выходить за территорию запрещалось.
«12 декабря 1941 года всё еврейское население, находившееся в квартале-лагере, построили в колонну под предлогом переселения на жительство в Эсьмоны. Операцией занималась специальная команда немцев около 60 человек с собаками. Впереди колонны шли полицейские и заставляли всех занавешивать окна под угрозой стрельбы по ним. В 3 км от Белынич в лесу в урочище Мхи (в 1,5 км на юго-запад от бывшей деревни Задрудская Слобода) заранее были вырыты две ямы размером каждая 40х30х3 м. Здесь колонна была остановлена. Каждого человека поодиночке заставляли раздеваться до нижнего белья, зайти в яму и лечь лицом вниз, после заполнения ряда их расстреливали из автоматов. Здесь было уничтожено более 1600 человек. После этого вся одежда и обувь были на подводах доставлены в Белыничи, откуда часть вещей и ценностей карательным отрядом увезли в трёх машинах в г. Могилёв, а остальное роздано…» .
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 4 июня 2013. 14 января 2010 года.
- Нарматыўны даведнік «Назвы населеных пунктаў Рэспублікі Беларусь. Магілёўская вобласць», 2007 г.
- LVIA, f. 11, ap. 1, b. 747
- Российская еврейская энциклопедия, т. 4. — М., 2000
- . Дата обращения: 16 октября 2010. 12 декабря 2013 года.
- Акт Комиссии Белыничского района Могилёвской области Белорусской ССР по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников от 4 декабря 1944 года (ГАМО, ф. 306, оп. 1, д. 10, с. 58- 59)
- Гибель местечек Могилевщины. Холокост в Могилёвской области в воспоминаниях и документах. — Могилёв, 2005
Литература
- Акт Комиссии Белыничского района Могилёвской области Белорусской ССР по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников от 4 декабря 1944 года (ГАМО, ф. 306, оп. 1, д. 10, с. 58- 59).
- ГАООМО ф. 9, оп. 1а, д. 131, лл. 16-19.
- Память. Белыничский район. — Мн. 2000.
- Российская еврейская энциклопедия, т. 4. — М., 2000.
- Гибель местечек Могилевщины. Холокост в Могилёвской области в воспоминаниях и документах. — Могилёв, 2005.
- Из воспоминаний Стельмаковой Полины Александровны, 1917 г.р., Яд Ва-Шем 03/4729.
Ссылки
- 2020-05-21
- 2