Interested Article - Рейтан. Упадок Польши

«Рейтан. Упа́док По́льши» ( польск. Rejtan – Upadek Polski ) — картина польского живописца Яна Матейко , написанная в 1866 году . В настоящее время находится в Королевском замке в Варшаве . Техника исполнения произведения — масляная живопись на холсте, размер полотна — 282 × 487.

Картина изображает события Разделительного сейма в апреле 1773 года , в ходе которого Тадеуш Рейтан попытался сорвать заседание и таким образом не допустить раздела Речи Посполитой . Чтобы не выпустить депутатов из зала заседаний, Рейтан лёг перед выходом со словами: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!»

Сюжет и персонажи картины

Сюжет картины повествует о сцене, которая разыгралась 21 апреля 1773 года. В последний третий день работы «Разделительного сейма» , который проходил в Варшаве , сейм должен был ратифицировать раздел земель Речи Посполитой между Пруссией , Россией и Австрией . Центральной фигурой картины является шляхтич Тадеуш Рейтан , который в отчаянии пытается предотвратить позорное для его родины событие. Лежащему в дверях Рейтану Адам Понинский указывает на русских гренадеров , которые видны в зале за дверью. Слева от Понинского изображён Станислав Щенсный Потоцкий (которому в то время был 21 год и в зале сейма его не было). Справа от Понинского коронный гетман Франциск Ксаверий Браницкий , который закрыл лицо руками. Эти трое как раз собираются войти в зал сейма, чтобы подписать унизительный для Речи Посполитой договор.

В левой части полотна выделяется фигура Франца Салезия Потоцкого . Он изображён в соболиной шубе бредущим с невидящим взглядом и протянув руки, как слепой. На его груди изображён Орден Белого орла . Салезий Потоцкий на самом деле в этот день был уже мёртв, однако Матейко изобразил его на полотне как символ отчаяния и бессилия крупнейших польских магнатов . Справа видна голова князя Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку .

Слева-сзади от Салезия Потоцкого видна фигура короля польского Станислава Августа Понятовского , держащего в левой руке часы.

В левом углу картины изображён сидящим князь Михаил Фредерик Чарторыйский . Справа от него в расстёгнутой сутане Михаил Ежи Понятовский , брат последнего короля польского Станислава Августа Понятовского .

Над всей мизансценой высится портрет русской императрицы Екатерины II с державой в руке. Однако слева от портрета императрицы Матейко изобразил молодого человека, в правой руке которого зажата карабела в ножнах, а в левой — конфедератка . Этот молодой человек символизирует надежду на освобождение Речи Посполитой.

В ложе в окружении двух дам ( Изабеллы Любомирской и либо Эльжбеты Грабовской , либо Изабеллы Чарторыйской ) изображён русский посол князь Николай Васильевич Репнин . По правую руку — княгиня Изабелла Любомирская . Это ещё одна историческая вольность, в это время послом России в Польше уже был барон Отто Магнус фон Штакельберг .

История картины

Несмотря на сопротивление деятелей польской эмиграции в Париже и, в частности, князя Адама Ежи Чарторыйского и его окружения, картина была показана на выставке в Париже в 1867 году , где была награждена золотой медалью.

Картину для своей коллекции приобрёл император Австрии Франц Иосиф I . В 1918 году правительство Польши выкупило полотно и передало его в коллекцию Королевского замка в Варшаве . В сентябре 1939 года картина перешла в руки немцев, и они эвакуировали полотно из Варшавы в 1944 году. Картина была найдена в ужасном состоянии в немецкой Силезии недалеко от города Еленя-Гура . Полотно было восстановлено в течение трёх лет реставрационных работ.

Примечания

  1. Ewa Chojecka. (польск.) // Alma Mater. — 2000. — № 3 . 27 мая 2010 года.
  2. Marek Rezler. (неопр.) . Interklasa: polski portal edukacyjny. Дата обращения: 27 апреля 2014. 15 декабря 2020 года.

Литература

Источник —

Same as Рейтан. Упадок Польши