Воронежская синагога
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 412Г000509 |
Слонимская синагога — памятник барочной архитектуры в городе Слоним ( Гродненская область , Белоруссия), расположенный на улице Советской, 1. Построена в 1648 году. Включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь .
Большая синагога в Слониме построена в 1648 году в историческом центре города в системе его оборонительных сооружений , недалеко от рынка.
В 1881 году синагога сильно пострадала в результате большого пожара. Сразу после пожара на пожертвования прихожан деятельность синагоги была возобновлена, несмотря на то, что городские власти не давали на это разрешения .
После Второй мировой войны использовалась в качестве склада , затем — как торговое помещение .
В 2001 году синагога была передана в собственность Иудейскому религиозному объединению Белоруссии. Находится на реставрации, которая практически остановилась.
В 2010 году передана в собственность отделу культуры Слонимского райисполкома.
В начале 2021 года приобрела здание на аукционе за 30 тысяч белорусских рублей детская писательница и педагог из Минска Илона Караваева (псевдоним Ривз Иоанна). В июне 2022 года, после неудачных попыток найти средства на реставрацию, владелица заявила о намерении вернуть здание государству .
Слонимская синагога — мощное сооружение, обнесено по периметру рядом низких поздних построек, являлась архитектурной доминантой старинной площади, к которой сходились улицы. Монументальная плоскость главного фасада синагоги с крупномасштабной пластикой ориентирована на улицу Советскую, западный фасад — на Школьную. С узкого проезда от площади Ленина барочный фронтон здания воспринимается в особенно захватывающем ракурсе. Рядовая историческая окружающая застройка органично связана с синагогой.
Квадратное в плане кирпичное здание имеет вид базилики , покрыто двускатной крышей. Здание с центричной девятипольной планировочной схемой, характерной для синагог XVII—XVIII веков: конструкция перекрытий решена девятью сводчатыми пролётами. Фасады двухъярусные, трёхосевой симметричной композиции. К основному объёму с трёх сторон примыкают более низкие поздние пристройки. Строение имело оборонительный характер: толстые стены, отсутствие богатого декора, высокие оконные проёмы, узкие ниши-бойницы . Особенно монументален нижний ярус с рядом низких лучковых окон-бойниц и толщиной стен 1,7 м . Главный, восточный, фасад завершён высоким фигурным фронтоном на филёнковом парапете . Фронтон украшен декоративными деталями: сдвоенные пилястры , ниши, окна- розетки , волюты по бокам .
Особенность решения интерьера обусловлена характером культового ритуала. В центре широкого зала установлена бима — возвышение для совершения религиозных обрядов. Навес над бимой, опирающийся на четыре мощные столпа и аркаду , представляет собой парусное дугообразное соединение с фонарём . Бима композиционно объединяет пространство интерьера и одновременно является центральной опорой крестовых соединений, которые перекрывают монолитный зал (высота — 11,8 м). Пятки дугообразных соединений опираются на пилястры , филёнки , расписанные фресками с романтическими пейзажами . В декоративном решении интерьера использована техника гризайль .
Декоративно-орнаментальные мотивы интерьера связаны с религиозной символикой. Композиционно-декоративным центром восточной стены является арон-кодеш («священный ковчег» — ниша для хранения свитка Торы ). Над ним размещён накладной фигурный картуш — лепная композиция в виде двух скрижалей , которые поддерживаются с двух сторон львами и увенчаны короной. Все элементы декоративной лепнины покрыты позолотой или раскрашены. По бокам алтарного картуша — настенные фрески с коринфскими колоннами и антаблементом . Между иллюзорными колоннами — фрески с изображениями обрядовых ( трубные рога , валторна , « арфа Давида ») и светских ( гитара , виолончель , кларнет ) музыкальных инструментов, драпировок, букетов цветов. Ось алтарной стены завершается лепным балдахином в виде короны со звездой и спущенными драпировками .