Interested Article - Шнеур Залман из Ляд

Раби Шнеур Залман из Ляд ( ивр. רבי שניאור זלמן מלאדי ‎; Алтер Ребе ( идиш אלטער רבי ‎) — Старый ребе; 1745 , Лиозно , Речь Посполитая 1812 , с. Пены, , Суджанский уезд , Курская губерния , Российская империя ) — еврейский философ , раввин , каббалист , основатель хасидского движения Хабад . Автор основополагающей книги этого учения, именуемой « Тания ».

Биография

Родился 18 Элула 5505 года в хасидской семье Боруха и Ривки Познеров, которые получили благословение на рождение мальчика лично от Бешта . Обучался Торе в Любавичах , где обратил на себя внимание как способный ученик. В 1760 году 15-летний Шнеур Залман женится на ребецн Стерне — дочери витебского богача Йеуды-Лейба Сегала. Полученные в качестве приданого деньги (5 тыс. золотых) он направил на закупку инвентаря для еврейских сельскохозяйственных артелей в окрестностях Витебска. В 18 лет, живя в доме тестя, он полностью изучил Талмуд и приступил к Каббале . Для завершения образования 20-летний Шнеур Залман отправился к Магиду из Межереча , после чего вернулся в 1767 году в Лиозно уже как магид (проповедник). По совету наставника в 1770 году Шнеур Залман приступил к написанию книги Шулхан Арух Рава , в которой простым языком изъяснил галаху .

В 1772 году Магид из Межерича послал Шнеура Залмана в составе хасидской делегации на переговоры с Виленским гаоном в Вильно , чтобы уладить разногласия в иудейской среде, однако переговоры не состоялись, поскольку «перед их носом дважды захлопывались двери». Хасидам был объявлен великий херем . Шнеур Залман поселился в Могилёве , а затем в 1777 году попытался вместе с группой хасидов эмигрировать в Палестину , однако на границе Османской империи его отговорил Менахем Мендль из Витебска , благословив его быть пастырем руководителя российских хасидов. Шнеур Залман возвратился в Лиозно. В 1797 году он написал книгу Тания , в которой изложил основы Хабада.

Смерть Виленского гаона вновь обострила вражду в иудейской общине. Хасиды пели и плясали, а их противники написали донос властям на «Залмана Боруховича», который был арестован и отправлен в Санкт-Петербург в казематы Петропавловской крепости . Единственное обвинение, которое ему смогли предъявить — это переправка денег в Турцию, на поддержку еврейских общин, но вскоре Шнеур Залман был освобождён. Два года спустя в 1801 году он был вновь арестован, и лишь смерть Павла I вновь даровала ему свободу. Шнеур Залман, теперь больше известный как Алтер Ребе («старый учитель»), поселился в Лядах .

Во время французского вторжения 1812 года он проявил себя как патриот России , призвав хасидов поддержать царя. Он говорил: «Если победит Бонапарт , положение евреев улучшится и богатство их возрастёт, но зато сердца их отдалятся от Бога». Наступление французской армии вынудило Алтер Ребе покинуть насиженное место и скитаться по центральной России, где он и скончался. Могила основателя Хабада находится в украинском городе Гадяч .

Учение

Особенность философии Алтер Ребе заключается прежде всего в привнесении интеллектуального начала в традиционную хасидскую мистику Каббалы. Поэтому в название своего учения он поставил категории мудрости ( ивр. חכמה ‎, хохма ), понимания ( ивр. בינה ‎, бина ) и знания ( ивр. דעת ‎, даат ). Алтер Ребе рассматривает свои сочинения как руководство для богопознания. Особое место он уделяет не только понятиям любовь ( ивр. אהבה ‎, ахава ) и страх ( ивр. יראה ‎, йира ), но и размышлениям ( хитбоненут ). Вместе с тем, Алтер Ребе был далёк от европейского понимания Просвещения, утверждая, что обычные науки ( хохмот хицониёт ) не способствуют просвещению ума. Интеллектуальное постижение Бога возможно только посредством Торы, когда божественные сехель и миддот соединяются, образуя Знание ( даат ).

Факсимиле Залмана

Душа еврея воспринимается им как божественная искра ( нефеш ха-элокит ), которая стремится воссоединиться с Богом. Эта искра не является сотворённой, но представляет собой прямую эманацию Божественной мудрости ( хохма илаа ). Средствами на этом пути с одной стороны выступают Тора и ритуалы согласно ей, посредством которого верующий достигает состояния биттул (самоотречение, преодоление эго ), а с другой — хасага (постижения, интеллектуального понимания природы Бога). Приближение к Богу реализуется в достижении троицы нравственных качеств: доброта ( ивр. חסד ‎, хесед — однокоренное слову хасид ), сдержанность ( ивр. גבורה ‎, гвура ) и умеренность ( ивр. תפארת ‎, тиферет )

В человеке также помимо божественной искры есть и животная душа ( ха-нефеш ха-бахамит ), которой свойственно стремление ко злу ( ецер ха-ра ). В отличие от античной философии, Алтер Ребе не противопоставляет божественный разум низким эмоциям. Он полагает, что свой разум ( сехель ) и чувство ( миддот ) есть и у божественной искры и у её тёмного двойника ( ивр. סטרא אחרא ‎, ситра ахра : обратная сторона) животной души. Отсюда у человека два разума и два чувства. Провозглашая идеалом человека цадика , Алтер Ребе много внимания уделяет бенони , то есть среднестатистическому человеку, обывателю. Бенони не зол и не добр, но мечется между двух этих начал.

10 сфирот суть не что иное как проявление Бога. Присутствуют они и в человеке, поскольку человек является микрокосмом. Три высших сфирот выражают интеллектуальное начало в человеке, а семь низших — эмоциональное. Все зло мира является результатом обособленности ( клипот ).

Примечания

  1. Эпоха 1812 года. Сборник материалов. М.: Гос. исторический музей, 2008. С. 45.
  2. . Дата обращения: 13 декабря 2016. 17 декабря 2016 года.

Ссылки


Время деятельности Шнеура Залмана из Ляд в истории иудаизма
Источник —

Same as Шнеур Залман из Ляд