Махмудов, Махмуд Гаджулаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Махмуд Музаххиб (работал в 1520-х-1560-х гг) — бухарский каллиграф, художник-миниатюрист и иллюминовщик.
Махумуд Музаххиб был ведущим мастером в бухарской китабхане во времена правления шейбанидов . Даты рождения и смерти художника не известны. «Музаххиб» по персидски означает «иллюминовщик» (художник, который занимался иллюминованием полей страниц: разрисовкой их какими-либо узорами или фигурками). Однако сегодня он больше известен не как иллюминовщик, но как замечательный каллиграф и художник-миниатюрист, создавший множество иллюстраций к произведениям классической персидской литературы.
Махмуд начинал свою карьеру в Герате под руководством Кемаледдина Бехзада ; все исследователи отмечают подавляющее влияние бехзадовского стиля в его ранних произведениях. В искусстве каллиграфии его наставником был прославленный , вместе с которым Махмуд Музаххиб позднее из Герата переехал в Бухару.
Правившая в Бухаре династия узбекских шейбанидов претендовала на то, чтобы быть наследниками культурного багажа, накопленного тимуридскими правителями Герата. В 1510-20х годах узбеки сделали несколько безуспешных набегов на Герат, но смогли захватить его только в 1527 году силами Убайдулла-хана . Несмотря на то, что правивший в Герате Сам Мирза сумел бежать и вывезти тимуридские сокровища и часть сотрудников своей китабхане, в городе остались некоторые мастера, и среди них Мулла Юсуф, Махмуд Музаххиб и прославленный каллиграф Мир Али Харави, который по прибытии в Бухару возглавил китабхане шейбанидов — Убайдулла-хан приказал им следовать с ним в Бухару. Именно эти мастера положили начало блестящей Бухарской школе живописи, расцветшей в XVI веке.
Несмотря на ведущую роль, которую Махмуд Музаххиб играл в развитии Бухарской школы, источники сообщают о нём очень скудно. Живший в начале XVII века Мирза Мухаммад Хайдар Даулат, пишет, что «Мавлана Махмуд в искусстве иллюминования страниц превосходил Яри».
Махмуд Музаххиб пережил нескольких правителей: начав свою карьеру в начале XVI века в тимуридском Герате, он продолжил её в Бухаре при Убайдулла-хане (1533-39), Абдулазизе (1539-50) и Яр-Мухаммаде (1550-57), а завершил при Абдулле II (1557—1583). За это время им было создано множество манускриптов, в которых он выступал в разных качествах: иллюстратора, иллюминовщика и каллиграфа.
Наследие Махмуда Музаххиба было буквально собрано по крупицам. В 1937 году знаток персидского искусства Арменаг Сакисян доказал, что каллиграфия в персидских манускриптах подписанная «Махмуд Мудхахиб» в действительности принадлежит руке Махмуда Музаххиба. Затем другой специалист — один из лучших исследователей творчества Бехзада Э. Бахари доказал, что Махмуд Музаххиб и Шейхзаде — это один и тот же мастер, подписывавший свои произведения разными именами: Шейхзаде, Шейхзаде Махмуд, и Махмуд Музаххиб. Большинство подписанных этими именами работ близки стилистически. Любопытно также, что в манускрипте «Тухфат ал-Ахрар» с миниатюрами Махмуда Музаххиба (одна из них подписана его именем) есть надпись, сделанная могольским императором Шах Джаханом: «Тухфат ал-Ахрар» Джами переписан Султаном Али с иллюстрациями Шейхзаде", что подтверждает версию о том, что Шейхзаде после переезда в Бухару подписывался «Махмуд Музаххиб», то есть Махмуд-иллюминовщик. Однако эта версия принята не всеми, так как существуют аргументы противоречащией ей.
Из множества произведений мастера до наших дней дошла только часть. В список манускриптов, в которых участие Махмуда неоспоримо, входят:
В композиционном построении своих ранних работ Махмуд следовал произведениям Бехзада. Со временем стал создавать вариации, внося в традиционное построение сцен свои изменения. В свой зрелый бухарский период он придумывает новые решения для сцен из классических текстов. Махмуд Музаххиб первым в Бухарской школе стал применять светотеневую моделировку лица (миниатюра «Султан Санджар и старуха» из «Махзан аль-Асрар» Низами, Нац. Библиотека, Париж. Ряд исследователей допускает, что светотеневая моделировка лиц - это результат вмешательства художников из китабхане могольского императора Джахангира, где рукопись хранилась длительное время. Кто-то из служивших там "специалистов по лицам" - "чихра-и" осовременил их, отретушировав светотенью). Кроме прочего, художник был хорошим портретистом, в его миниатюрах часто появляются лица султанов и придворных. Ему также принадлежит портрет Алишера Навои (Мешхед, Библиотека мавзолея Имама Резы; полагают, что это копия с оригинала, выполненного Бехзадом), и изображения влюблённых на отдельных листах.
Исследователи предполагают, что Махумуд Музаххиб скончался в 1560-х годах. Его учениками были Абдулла и .