Мухаммед Мир Алим Бухари
- 1 year ago
- 0
- 0
Абдулла Бухари или Абдулла Мусаввир Хорасани (работал в Бухаре в сер. XVI в.) – персидский художник эпохи Бухарского ханства , представитель .
Точные даты рождения и смерти Абдуллы неизвестны. Неизвестно также, откуда он был родом. Об этом мастере сохранилось крайне мало сведений. Османский литератор, биограф и историк Мустафа Али Челеби эфенди (1541-1600) в своём труде «Манакиб-и хунарваран» («Деяния наделённых талантом»), сообщает, что Абдулла был учеником Шейхзаде , который в свою очередь обучался у самого Бехзада . По другой версии, его учителем был Махмуд Музаххиб , который тоже был одним из лучших учеников Бехзада . Известно также, что Абдулла Бухари наряду с Махмудом Музаххибом был ведущим мастером китабхане хана Абдалазиза , правившего в Мавераннахре в 1540-49 годах.
Абдалазиз-хан из рода шейбанидов унаследовал китабхане от своего отца Убайдуллы и приложил немало усилий, чтобы поддерживать её как главный культурный центр своего государства. Главой библиотеки-мастерской при нём был маулана Султан Мирек ал-Мунши, а большинство художников были выходцами из Герата . После смерти этого хана, в государстве возникла смута, продолжавшаяся несколько лет, предел которой положил Абдулла-хан II (правил 1557-1598). При этом просвещённом правителе, смелом воине и поклоннике литературы и искусства, возник новый расцвет местной культуры. Художник Абдулла Бухари все эти годы продолжал служить в ханской китабхане и участвовать в иллюстрировании рукописей. По мнению одних исследователей, он продолжал трудиться до 1570-х годов, по мнению других – до середины 1580-х.
Миниатюры, имеющие подпись Абдуллы, делятся на два достаточно разных типа, и это обстоятельство вызвало у исследователей сомнения в том, являются ли они продуктом творчества одного и того же Абдуллы, или это два разных художника с одинаковым именем. К первому типу принадлежат миниатюры, в композициях и исполнении которых видно подавляющее влияние гератской школы и творчества Бехзада, что соответствует характеристике, данной художнику османским историком Мустафой Али - «был учеником Шейхзаде » (известно, что Шейхзаде в своих произведениях строго следовал урокам Бехзада). Действительно, имеющая подпись Абдуллы миниатюра «Беседа теологов» из собрания музея Нельсона Аткинса в Канзас Сити повторяет композиционные схемы Бехзада, опробованные им в предыдущем XV веке – симметрично расположенные фигуры в кулисах разукрашенного дворца, который своей внутренней архитектурой создаёт некоторую иллюзию глубины пространства. Такое построение сцены можно видеть в миниатюре Бехзада «Нищий, которого не пустили в мечеть» из «Бустана» Саади от 1488-89гг – рукописи, хранящейся в Каире; возможно, именно она послужила для Абдуллы образцом.
Миниатюры такого же типа с подписями Абдуллы и Махмуда Музаххиба – ученика и строгого последователя Бехзада, содержатся в копии «Бустана» Саади, исполненной в 1542-49 годах и имеющей посвящение Абдалазиз-хану (собрание Гюльбенкяна , Лиссабон ). Эти миниатюры также повторяют бехзадовские композиционные схемы, некоторые из них просто являются как бы авторскими копиями композиций прославленного персидского мастера.
После смерти хана Абдалазиза в 1549г., когда Мавераннахр охватила смута, и до утверждения на бухарском троне Абдуллы-хана II в 1557 году, Махмуд Музаххиб и Абдулла, продолжали жить в Бухаре и служить новым правителям. Сборник поэзии Алишера Навои , разделённый сегодня между Национальной Библиотекой Франции , Париж, и Бодлианской библиотекой , Оксфорд, имеет посвящение правителю Бухары Яр Мухаммад-султану и датирован 1553 годом. В нём есть миниатюра с подписью Махмуда Музаххиба, и композиции, перекликающиеся с произведениями Абдуллы.
Совсем другой тип миниатюр с подписью Абдуллы представляют собой композиции с обнимающимися влюблёнными парами – тема, которая была особенно популярна в живописи Бухары времён правления Абдуллы-хана II . Сюжет с любовными парами впервые появился в сефевидской живописи начала XVI века, а затем распространился в Бухаре. По мнению современных историков искусства, подобные сюжеты с изображениями превратностей любви, носят аллегорический характер. В представлениях суфиев возвышенная любовь являлась средством более глубокого постижения Бога, и миниатюры с изображениями влюблённых для одних были воплощением радости человеческого бытия, а для других демонстрацией ложного пути, «несовершенства наших стремлений и ограниченности человеческого разума, который казалось бы достиг желаемого, но оно не даётся и ускользает» .
Эксперты отмечают, что если первый тип миниатюр Абдуллы по сути – это типичная живопись XV века, то второй тип - это уже несомненный XVI век. Кроме того, в этих миниатюрах изображается иной тип лица («как полная Луна»). Впрочем, эта разница может быть свидетельством не существования в Бухаре двух разных художников с именем «Абдулла», а признаком того, что мастер со временем адаптировал свою живопись к местному, среднеазиатскому этническому типу. Он перестал следовать наработанным гератским схемам, и стал более опираться на наблюдения из реальной жизни. Такова миниатюра «Принц обнимающий принцессу» из Галереи Фрир , Вашингтон (подписана «Абдулла» ок. 1550г). Другим вариантом этой же композиции является миниатюра «Влюблённые» из Британского музея, Лондон (ок. 1565г). Разворот из копии « Бустана » Саади , исполненной в 1575-76 гг. ( Государственная Публичная библиотека , Санкт Петербург), на котором изображены две пары влюблённых, вызывает у ряда исследователей сомнение в авторстве Абдуллы, тем не менее, в этих не имеющих подписи автора миниатюрах присутствуют все признаки его художественного почерка.
В 2013 году на аукционе Кристис была продана миниатюра «Борьба двух верблюдов», имеющая подпись Абдуллы, которая, по-видимому, представляет собой авторскую копию работы Бехзада с таким же названием, в связи с чем вновь возникли вопросы о связях творчества Абдуллы с искусством XV века, и его месте в искусстве века XVI-го.