Interested Article - История кальвинизма
- 2020-12-31
- 2
Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса. История Реформации начинается 31 октября 1517 года , когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге . Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме .
Швейцарско-немецкий кальвинизм
В 1529 году во время Марбургского диспута обозначился раскол между лютеранами (немецкими протестантами) и реформатами (швейцарскими протестантами), которых представлял Цвингли . При общей приверженности идеям Реформации их разделил вопрос о причастии. Реформаты настаивали на символическом характере причастия, тогда как Лютер утверждал, что в евхаристии христиане принимают истинное тело и кровь Христа. Цвингли рано погиб в столкновениях с католиками (1531), но дело его Реформации продолжил обосновавшийся в Швейцарии француз Жан Ковен (Кальвин). Связующим звеном между Цвингли и Кальвином был Гийом Фарель . В 1536 году швейцарские протестанты приняли Гельветское исповедание , затем в год окончания католического Тридентского собора (1563) был принят Гейдельбергский катехизис .
Французский кальвинизм
Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов , не имела успеха. Впервые они о себе заявили в 1534 году в ходе т. н. Дела о листовках . В 1559 году состоялся первый гугенотский синод, на котором было принято Галликанское исповедание . В 1560 году примерно 10 % населения Франции были гугенотами (чуть менее 2 миллионов человек) . Всю 2 пол. XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны . оплотом гугенотов были города Орлеан , Ла-Рошель , Ним , Тулуза . В 1572 году католики уничтожили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе т. н. Варфоломеевской ночи. Тем не менее, гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту ( 1598 год ), который был отменен в 1685 году .
Восточноевропейский кальвинизм
Очень рано проник кальвинизм в два крупнейших государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполиту. В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь , которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.
В Речи Посполитой кальвинизм не стал массовым движением, однако им активно заинтересовалась шляхта . Первая кальвинистская община образуется в 1550 году в городе Пиньчув . В Литве активным проводником кальвинизма был Николай Радзивил . По его инициативе кальвинистским пастором Клецка становится Симон Будный . Значительно ослабили кальвинизм идеи антитринитариев, которые проповедовали польские братья и социане . В 1570 кальвинисты попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор . В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании.
Голландский кальвинизм
Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь . В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание , положившем начало Нидерландской революции. В 1618 году состоялся Дордрехтский синод , подтвердивший Гейдельбергский катехизис . Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки . Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем пуритан . Кальвинизм оказал значительное влияние на формирование голландского национального характера.
Англо-саксонский кальвинизм
Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции , богословский результат которой неочевиден. С одной стороны, Церковь Англии разделяет кальвинистскую теологию ( Вестминстерское исповедание 1648 года ), однако радикальные кальвинисты усмотрели в англиканстве слишком много «папистских» черт в лице пышной церковной иерархии. Несогласные кальвинисты разделились на конгрегационалистов и пресвитериан . Первые обосновались в британской колонии Новая Англия и сыграли важную роль в Американской революции XVIII века. А вторые определили религиозную ситуацию в Шотландии.
XIX век
В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран - Евангелическо-лютеранская церковь Пруссии объединилась с отдельными кальвинистскими конгрегациями Пруссии в Евангелическую церковь Пруссии, аналогичные объединения произошли между лютеранскими церквями и кальвинистскими общинами Анхальта, обеих Гессенов, Бадена, Пфальца, Нассау и Франкфурта. Объединение происходило чаще всего в форме объединения кальвинистских конгрегаций в евангелическо-реформатские суперинтендентуры которые в свою очередь были подчинены евангелическо-лютеранским консисториям. В Баварии кальвинистские конгрегации были административно подчинены евангелическо-лютеранской консистории, в Российской Империи - провинциальным евангелическо-лютеранским консисториям, в обеих случаях без евхаристического общения. Одновременно в Германии, Австрии и России наметилась тенденция перехода кальвинистской церкви от конгрегационалистской к консисториальной системе управления - в 1882 году в Аурихе была открыта евангелическо-реформатская консистория.
XX-XXI вв.
В XX веке продолжилась тенденция сближения кальвинизма с лютеранством - в 1922 году лютеранские поместные церкви Германии образовали Союз немецких евангелических церквей в который также вошли кальвинистские Липпская церковь и Евангелическо-реформатская церковь Ганновера (образовали приходы Аурихской консистории, с 1949 года Евангелическо-реформатская церковь Северо-западной Германии), однако другие кальвинистские общины в 1928 году Германии образовали Союз свободных евангелическо-реформатских общин Германии (с 1949 года - Союз евангелическо-реформатских церквей Германии), в который также вошли кальвинистские общины Баварии вышедшие из под управления баварский евангелическо-лютеранской консистории. Однако в 1989-1993 гг. большинство кальвинистских общин перешли Евангелическо-реформатскую церковь Северо-западной Германии, после чего Союзе евангелическо-реформатских церквей осталось только 3 общины.
Также возникла тенденция сближения кальвинистов с другими направлениями протестантизма, вместе с ней появилась также и тенденция сближения внутри кальвинизма между пресвитерианством и конгрегационализмом - в 1925 году ( Presbyterian Church in Canada ) с ( Methodist Church ) и ( Congregational Union of Ontario and Quebec ) объединились в Объединённую церковь Канады ( United Church of Canada ), в 1931 году ( National Council of the Congregational Churches of the United States ) и ( General Convention of the Christian Church ) ( реставрационисты ) объединились в ( Congregational Christian Churches ), в 1934 году ( Evangelical Synod of North America ) и ( Reformed Church in the United States ) объединились в ( Evangelical and Reformed Church ), в 1957 году ( Congregational Christian Churches ) и ( Evangelical and Reformed Church ) объединились в Объединённую церковь Христа ( United Church of Christ ), в 1972 году ( Congregational Church in England and Wales ) и ( Presbyterian Church of England ) объединились в Объединённая церковь Канады ( United Reformed Church ), в 1981 году к ОРЦ присоединилась ( Association of Churches of Christ in Britain ) ( реставрационисты ), в 2000 году - ( Congregational Union of Scotland ), в 1977 году Методистская церковь Австралии ( Methodist Church of Australasia ), Пресвитерианская церковь Австралии ( Presbyterian Church of Australia ) и Конгрегационалистский союз Австралии ( Congregational Union of Australia ) объединились в , в 2004 году Нидерландская реформатская церковь ( Nederlandse Hervormde Kerk ), ( Gereformeerde Kerken in Nederland ) и ( Evangelisch-Lutherse Kerk in het Koninkrijk der Nederlanden ) объединились в Протестантскую церковь Нидерландов ( Protestantse Kerk in Nederland ). При этом если объединение пресвитерианских и конгрегационалистских церквей происходило в большинстве случаев как подчинение конгрегационалистских общин пресвитериям, то при объединении кальвинистских и методистских церквей происходило упразднение должностей методистских суперинтентедентов. В 2010 году было создано Всемирное сообщество реформированных церквей ( World Communion of Reformed Churches ), управляемый генеральным собором ( General Council ) и исполнительным комитетом ( Executive Committee ).
Примечания
- . Дата обращения: 8 ноября 2013. 14 октября 2012 года.
- . Дата обращения: 6 июля 2014. 14 июля 2014 года.
- . Дата обращения: 6 мая 2018. 3 октября 2017 года.
- 2020-12-31
- 2