Interested Article - Экспериментальная литература

Экспериментальная литература ( тж. Авангардная литература) — совокупность литературных жанров и стилей, одной из основных черт которых являются литературные новшества, в первую очередь в области формы.

Ранняя история

Первым текстом, который можно отнести к этой категории, считается роман Лоренса Стерна « Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена », опубликованный в 1759 году. Он появился так рано, что его лишь с большой натяжкой можно назвать ниспровергающим каноны, так как сами каноны романа к этому времени ещё не устоялись. Однако в его издевательстве над повествованием, в использовании необычных графических средств (например, полностью чёрных страниц, выражающих скорбь, вызванную смертью персонажа) находили вдохновение многие авангардные литераторы послевоенного времени. Тем не менее, даже в это время произведение Стерна не обошлось без недоброжелателей. Сэмюэл Джонсон (1740—1795), если верить цитате, которую приводит Джеймс Босуэлл , однажды сказал: «The merely odd does not last. Tristram Shandy did not last» ( англ. Простая эксцентричность не может длиться долго. «Тристрам Шенди» долго не продержится ). Дени Дидро в романе « Жак-фаталист и его хозяин » обратил, «вывернул наизнанку» многие литературные приёмы Стерна, что делает произведение Дидро одним из ранних примеров металитературы .

XX век

В 1910-х годах авангардизм в литературе обрёл большую популярность , многие европейские и американские писатели увлеклись экспериментированием с формой. Многие тенденции, возникшие в этот период, частью оформились в новое — модернистское движение. Самыми известными произведениями авангарда того времени были « Песни » Эзры Паунда , послевоенные работы Томаса Элиота , проза и драматургия Гертруды Стайн . Наиболее значительным послевоенным экспериментальным произведением считается роман Джеймса Джойса « Улисс ». Он оказал сильное влияние не только на литераторов авангарда, таких как Вирджиния Вулф или Джона Дос Пассоса , но и на более традиционных писателей, например Эрнеста Хемингуэя .

Исторические авангардные движения также внесли свой вклад в развитие экспериментальной литературы начала и середины XX века. Основатель дадаизма поэт Тристан Тцара использовал в своих манифестах вырезки из газет и экспериментальные типографские средства. Футурист Филиппо Томмазо Маринетти придерживался концепции «слова на свободе», взрывая не только границы традиционного литературного повествования, но и типографского оформления книг, как, например, в его сборнике стихов «Занг-Тум-Тум», который представляет собой причудливый монтаж разбросанных печатных строк, математических и телеграфных знаков. Писатели, поэты и художники, входившие в движение сюрреализма , использовали ряд необычных техник, чтобы ввести себя в мистическое, подобное сну, состояние. В качестве примера можно привести книгу «Magnetic Fields», написанную Андре Бретоном и Филиппом Супо , или «Скорбь о скорби», роман-сон, написанный под гипнозом Робером Десносом .

К концу 1930-х годов в свете сложной политической ситуации в Европе модернизм производил впечатление неадекватной, эстетизированной и даже безответственной реакции на опасность мирового фашизма. Экспериментальная литература исчезла из поля зрения общественности и просуществовала в 1940-х годах только в лице её разрозненных представителей, таких как . В 1950-х годах литература битников рассматривалась как реакция на убогость прозы и поэзии того времени. Полумистический роман Джека Керуака представил новый формальный подход к стандартам повествования того времени.

Дух европейского авангарда жил и в литературе нового послевоенного поколения. Поэт Исидор Изу основал группу леттристов , которые в своей прозе, стихах и фильмах исследовали границы между устным и письменным словом. Группа УЛИПО ( фр. OULIPO , сокращение от Ou vroir de li ttérature po tentielle — Цех потенциальной литературы), собрала писаталей, художников и математиков, которые изучали инновационные комбинаторные средства генерации текстов. Она была основана писателем и поэтом Раймоном Кено и математиком . В группу вошли также Итало Кальвино и Жорж Перек . Кено в сборнике « Сто тысяч миллиардов стихотворений » использует для генерации комбинаций сонетов учебник физики, а роман Перека « Жизнь: руководство пользователя » использует с той же целью известную математическую задачу «Путешествие коня по шахматной доске».

1960-е годы примечательны непродолжительным взлётом модернизма и появлением постмодернизма . Гласность вокруг судебного дела о непристойности против американского писателя Уильяма Берроуза и его романа «Голый завтрак» породили широкую популярность и восхищение идеей неограниченной и неподцензурной свободы. Берроуз известен также как создатель стиля «cut-up» ( метод нарезок ), когда произведение компоновалось из отдельных строк и текстовых фрагментов, вырезанных из различных книг и газет. К концу 1960-х годов экспериментальные течения в литературе стали настолько популярными, что даже авторы, известные своей приверженностью к классическому литературному стилю ( Бернард Маламуд , Норман Мейлер ), демонстрировали склонность к экспериментам. Важным направлением в литературе этого периода стала метапроза , наиболее ярко проявившаяся в произведениях Джона Барта и Хорхе Луиса Борхеса . В 1967 году Барт написал эссе , которое считается манифестом постмодернизма. Эталоном постмодерна стал ставший бестселлером роман Томаса Пинчона « Радуга земного тяготения ». Значительными представителями этого стиля считаются Дональд Бартельм (в жанре короткого рассказа), и .

В более позднее время, в 1970-е и 1980-е годы, наиболее известными писателями-экспериментаторами были Итало Кальвино , Майкл Ондатже , Хулио Кортасар . Наиболее известные произведения Кальвино — « Если однажды зимней ночью путник », где часть глав изображает читателя, который собирается прочитать книгу под названием «Если однажды зимней ночью путник», а остальные образуют собственно повествование; и « », где Марко Поло рассказывает о своих путешествиях хану Хубилаю , хотя они живут в одном городе и общаются в чате . Роман в стихах « » Майкл Ондатже написан в стиле альбома газетных вырезок, а главы романа Хулио Кортасара « Игра в классики » могут быть прочитаны по порядку с 1 по 56 главу или по маршруту, предложенному автором.

Аргентинец Хулио Кортасар — один из целой плеяды , создавших шедевры литературы XX и XXI веков, смешивая фантастические зарисовки, журнальный стиль и художественную литературу. Испаноязычная литературная классика этого региона включает мексиканский роман « Педро Парамо » Хуана Рульфо , колумбийскую семейную хронику « Сто лет одиночества » Габриэля Гарсиа Маркеса , перуанский политический роман « » Марио Варгаса Льоса , пуэрто-риканский испанглийский драматический диалог « » Джаннины Браски и кубинский революционный роман « » Хосе Лесамы Лима .

Современные американские авторы Дэвид Фостер Уоллес , Джаннина Браски и сочетают некоторые экспериментальные формы 1960-х годов с иронией и более выраженной тенденцией к доступности и юмору. Роман « Бесконечная шутка » Уоллеса — объёмное произведение, описывающее жизнь в теннисной академии и реабилитационном центре; сюжетная линия часто прерывается отступлениями, которые оформлены в виде сносок и часто превращаются в основную сюжетную линию; в итоге сноски занимают в романе более 100 страниц, и многие из них имеют свои собственные сноски. Другие писатели, такие, как Николсон Бейкер , наоборот, склонны к малым формам. Его бессюжетный роман « » в стиле потока сознания на протяжении 140 страниц описывает подъём офисного клерка с этажа на этаж на эскалаторе во время обеденного перерыва. Американский писатель Марк Данилевский в романе « Дом листьев ?! » комбинирует элементы хоррора с академической литературой и типографскими экспериментами.

Греческий автор Димитрис Лиакос в романе « » создаёт своего рода современный палимпсест , и, сочетая цитаты из дневников двух рассказчиков вперемежку с отрывками из библейской книги « Исход », рассказывает о путешествии, в котором реальности внутреннего и внешнего мира постепенно сливаются.

В начале XXI века многие образцы экспериментальной литературы отражают появление компьютеров и информационных технологий, часто с использованием искусственных сред, о которых они рассказывают. Такие произведения часто называются электронной, гипертекстовой или кодированной («codework») литературой.

См. также

Примечания

  1. John Barth (1984) intro to The Literature of Exhaustion , in The Friday Book .
  2. Cooley, Martha. «On the Work of Italo Calvino», The Writer’s Chronicle , May 2008, pp 24-32
  3. от 11 июня 2015 на Wayback Machine , 2005.

Ссылки

Источник —

Same as Экспериментальная литература