Свято-Троицкая церковь (Билимбай)
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 412Г000496 |
Троицкая церковь (бывший костёл) и монастырь бернардинцев ( белор. Троіцкая царква і кляштар бернардзінцаў ) — памятник архитектуры барокко в городе Слониме Гродненской области Белоруссии . Находится в восточной части исторического ядра города на левом берегу реки Щара , по адресу: ул. Васи Крайнего, 23, 25. Мужской бернардинский монастырь располагался на Бернардинской улице, в северо-восточной части города. Входил в оборонительную систему Слонима. Церковь относится к Слонимскому благочинию Новогрудской епархии Белорусской православной церкви . Здания внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как историко-культурная ценность республиканского значения .
Возведены в XVII веке как опорный пункт системы городских оборонительных сооружений. Костёл построен в 1639 — 1645 годах на месте деревянного, заложенного в 1630 году по фундации Андрея и Екатерины Радванов. Освящён в 1671 году. В 1749 году был построен жилой корпус монастыря.
Костёл переоборудован под Троицкую православную церковь в 1866 году гродненским губернским инженером В. Ф. Небольсиным , освящен в 1867 году. Монастырь реконструирован архитектором под духовное училище. В начале XX века по проекту архитектора В. Ханенберга был приспособлен под административное учреждение. В 1920—1930-е годы использовался как административное здание. Теперь в нём расположен интернат Слонимского медучилища.
В 2012 году было принято решение заменить шатровый купол на жестяной купол сложной луковичной формы , окрашенный в тёмно-зелёный цвет, возвращение которого было обосновано фотографиями начала XX века . 27 октября 2015 года новый купол был заменён на гигантский золотой купол-луковицу, что, по мнению председателя , нарушает исторический облик здания .
Церковь — памятник архитектуры барокко и рококо, представляет собой однонефный каменный храм с вытянутым пресвитерием , сакристиями и полукруглой алтарной апсидой , трёхъярусной башней-колокольней и при входе (первый ярус квадратный в плане, укреплённый контрфорсами , два верхних — восьмигранные, отделанные пилястрами ), накрытой шатровой крышей. В 1668 и 1750 годах к апсиде пристроены две боковые квадратные в плане часовни , завершённые шлемовидными куполами . Стены храма укреплены контрфорсами , прорезаны большими окнами с полуциркульными завершениями. Входящий портал церкви оформлен ордерными элементами: полуколоннами , упрощённым антаблементом , архивольтами.
Интерьер храма, как и его внешний облик, отмечается суровой простотой. Неф переходит в более узкий пресвитерий , который выделен алтарной перегородкой и завершён полукружием апсиды , перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками и конхой в алтарной части храма. Простенки укреплены столбами- пилястрами , объединёнными с внешними контрфорсами в единый конструкционный элемент, поддерживающий распор сводов. Как и стены, своды лишены декоративной обработки. Только их верхняя часть украшена лепным геометрическим декором. С западной стороны нефа на трёхпролётной аркаде и крестовых сводах возвышаются барочные хоры , которые ограждены фигурным вогнуто-выпуклым парапетом .
Декоративная композиция интерьера построена на постепенном масштабном и декоративном нарастании группы боковых алтарей, в которой доминирует главный центральный алтарь апсиды XVIII века . Выполненный монолитно со стеной, он имеет симметрично-осевую многоколонную и многофигурную архитектонику : на цоколь в виде арочных ниш с крапованным пьедесталом и установлена колоннада тёмно-коричневого стукко , она несёт раскрапованный антаблемент с фигурами развевающимися ангелов . После 1864 года в алтаре установлен иконостас . По центру первого яруса главного алтаря в прямоугольной раме расположена икона Святой Троицы ( XVIII в. , холст, масло ). В простенках апсиды установлены боковые, меньшие по размеру и более скромные по композиции алтаря. Пресвитерий отделяется от зала храма угловыми алтарями, раскрапованными пучками пилястр и завершёнными барочными вогнуто-выпуклыми фронтонами . В простенках нефа сохранились ещё два накладных алтаря меньшего размера. Орнаментика всех алтарей основана на темах рококо: насыщенные краповками и орнаментальной лепниной пилястры, волюты , рокайли , раковины, вазы , фигурки ангелов.
С южной стороны от храма находится монастырь, который представляет собой двухэтажный П-образный в плане каменный жилой корпус, примыкающий с южной стороны к апсиде храма, ограничивает прямоугольный курдонёр , раскрытый в южную сторону. Построен из кирпича в середине XVIII века , о чём свидетельствует надпись «1749» на краеугольном камне фундамента. Монументальное массивное здание накрыто вальмовой крышей с пластическим изгибом над карнизом . Плоскостные стены лаконично крапованы одинарными простеночными и парными угловыми пилястрами, опоясаны карнизом несложного профиля и тягой .
Планировка галерейная . В коридорах и помещениях сохранились крестовые и цилиндрические своды с распалубками. В торце восточного крыла — широкий зал, перекрыт цилиндрическим сводом с люнетами . Памятник архитектуры барокко.