Interested Article - Волочёбный обряд
- 2020-03-10
- 1
Волочёбный обряд ( волочо́бный , зелёные святки , обход волочобников, влачебников, волынщиков, лалынщиков, лалыльщиков, куралесников ; белор. валачо́бны абрад ; польск. chodzenia po wołoczebnym, chodzenia z Konopielką ) — весенний обход домов с величально-заклинательными песнями , древний обряд аграрного цикла, совершаемый перед началом сева . Проводился обычно вечером в пасхальное воскресенье , иногда накануне или в понедельник .
Обряд известен преимущественно на территории Белоруссии , а также в прилегающих районах: Подляшья в Польше; территории бывшей Виленской области в Литве; Псковской , Смоленской областях, частично — в Калужской , Орловской , Белгородской , Воронежской , Нижегородской , Рязанской , Ярославской областях в России; Черниговской области на Украине. В XX веке обряд был также зафиксирован у населения востока Тверской области и в Западной Сибири, где, возможно, является поздним заимствованием от переселенцев-белорусов. Обряд близок к колядованию и вьюнишнику , в Чехии волочёбные песни так и называются — «коледа» ( чеш. koleda ).
Название обряда связано с глаголом волочить , волочиться , то есть идти, брести, шататься (ср. типичный песенный зачин: белор. «Валачобнічкi валачыліся...» ).
История
Волочёбничество восходит к древним мужским обходным обрядам , назначение которых было в передаче посвященными, т.е. взрослыми мужчинами, благ от «вышних сил» и предков членам рода, общины .
Первоначально, вероятно, волочёбные обряды исполняли бродячие странники, калики перехожие — мужская компания, состоящая в основном из молодых парней. Ходили из двора во двор, за славленье получали подарки: яйца, пироги, водку, иногда большие угощения .
Волочёбники
Участники обряда — мужские группы, состоящие из 8—10 (иногда до 20) человек. В основном это мужчины средних лет и молодые парни. Лишь изредка к ним могли присоединиться старики и замужние женщины, а девушки и дети не участвовали вовсе. Возглавлял дружину «починальник» или «запевала», который руководил всем ходом обряда, подбирал песенный репертуар, сам начинал пение, принимал вознаграждение от хозяев. Ему помогали музыканты (с дудой и скрипкой) и «мехоноша» («мехоножыч»), в обязанности которого входило ношение мешка с полученными за пение продуктами. Все остальные члены дружины («подхватники») хором исполняли припев волочёбных песен . В отличие от колядовщиков, волочёбники не рядились и не надевали маски .
Тех, кто совершал обходы в различных регионах, называли по-разному: волочёбниками, христованниками, галыкальниками, воловниками, лалынщиками, кукольниками, волховниками, скоморохами, а на юге Белоруссии — кукольниками, в Слонимском районе Гродненской области — ралёшниками . Считалось, что волочёбники — люди Божьи, и своими обходами они приносят удачу хозяевам, плодовитость скоту, урожайность на полях, ставят защиту дворов от различных природных стихий .
Завершив обходы дворов в деревне, волочёбники собирались в одном из домов или в последнем доме, к какому они приходили с ритуальным распеванием, и устраивали там застолье с весёлыми играми, танцами, песнями, шутками .
На юго-западе и западе России такую группу называли христованниками .
Особенности
Волочёбники начинали ходить по домам в пасхальное воскресенье после вечерни и продолжали обряд всю ночь. На рассвете хождение прекращалось, даже если за ночь не успевали обойти все дворы. В Себежском уезде Витебской губернии (сейчас Себежский район Псковской области) обход мог возобновляться и в следующие две ночи. Группа певцов посещала не только дома своего села, но заходила и в соседние сёла, если они принадлежали к тому же церковному приходу. Подойдя к дому, участники обряда становились под окном полукругом, в середине — «починальник», который спрашивал у хозяев разрешения «дом развеселить», после чего начинали петь. Хозяева одаривали волочёбников через окно, в большинстве случаев приглашать их в дом было не принято. Обычно хозяева ожидали прихода волочёбной дружины как желанных и благословенных гостей, от визита которых зависит благополучие в доме. Их старались щедро одарить (крашеными яйцами, салом, хлебными изделиями, деньгами) и оказать им всяческие почести, чтобы обеспечить себе богатство и удачу на весь год. Завершив обряд, волочёбники собирались в доме одного из участников и делили собранное, отдавая большую часть «починальнику» .
На Пасху в Воронежской области , был обход дворов, который перекликается с традицией обходных обрядов на Зимние Святки , Троицу . По дворам ходили дети, поздравляли с праздником: «Христос Воскресе!», после чего хозяева одаривали их яйцами. В других случаях обход дворов совершал священник, он обязательно исполнял в каждом доме пасхальный тропарь и также получал вознаграждение .
В Подляшье (Польша) обряд назывался «ходить по волочёбным», или «ходить с Конопелькой» ( польск. chodzenia po wołoczebnym, chodzenia z Konopielką ). Волочёбники носили на жерди куклу. В доме, где была девушка, пели «Конопельку» ( польск. ), сравнивая её со стройной девушкой . Во время обряда ряженые парни заходили в дом, где жила девушка на выданье, сцепив руки обязательно крест-накрест, сажали девушку на руки и раскачивали её как на качелях под пение веснянки «Тонкая, белая конопелька» . Подходя к дому, «главарь» группы обращался к хозяевам со словами: «Разрешите, хозяева, ваш дом развеселить и нам весёлым быть». Затем входили в избу и пели сначала религиозную песню, а потом «Конопельку». Если при обходе не заходили в какой-то дом, где живёт девушка, то она считала, что её «осрамили», так как это считалось публичным оскорблением, пренебрежением в глазах всего села .
У украинцев Галиции ( Яворовщина ) обряд пасхального колядования сохранялся до начала XX века. Украинские рындзивки ( укр. ) пели парни под окнами как девушкам на выданье, так и женщинам, вышедшим замуж менее года назад — на второй и третий день Пасхальной недели , ходя с музыкой от дома к дому .
Песни и танцы
В белорусских особых волочёбных песнях в поэтической форме показывается весь земледельческий календарь крестьян, начинающийся Пасхой ( Великоднём , белор. ). Каждый куплет песни сопровождался одним из припевов: «Слава табе, Божа, на ўвесь свет!», «Да й віно ж, віно зеляно!», «Вясна красна, зялёна!», «Хрыстос уваскрос, Сын Божы!» и другие.
В Минской и смежных с нею губерниях пляшут на этих первых весенних игрищах особые пляски — « метелицу » и «завейницу» . «Метелица» известна также русскому и украинскому танцевальному фольклору .
В Поречском уезде Смоленской губернии «хождение волочёбников» начиналось на Пасху. «В самый день Воскресения Христова с самого раннего утра мужики, парни и дети собираются в отдельные партии, начинают ходить по порядку из одного дома в другой, становятся в передний угол, поют песни, за которые принято дарить певцов, и наконец, христосуясь, поздравляют с праздником хозяина и всю его семью».
В той же Смоленщине в XIX веке существовали особые названия волочёбных песен для хозяев и молодых девушек. Всю Светлую неделю молодые парни ходят по деревням и у каждого дома под окном поют так называемый «куралес», за что всякий хозяин, которому они пропоют, величаючи его по имени, — подаёт им сала, яиц, пирога и денег.
В некоторых же домах, где есть молодые девушки заневестившиеся, волочёбников просят спеть ещё «Паву» — песню, посвящённую любви, сватовству и замужеству. За «Паву» платят волочёбникам отдельно: кто гривенник, кто двугривенный. Все, что ни подадут, берут певуны-волочёбники, и ни в одной хате не откажут им в подаянии, а последнюю девушки считают чуть не за молитву о хорошем женихе и потому особенно щедро вознаграждают певунов .
По мнению Михаила Грушевского , существовало два цикла волочёбных новогодних обрядов: на Рождество и на Пасху . Причём в подобных формах, а иногда и с одними и теми же текстами. И только с отмиранием волочёбных обрядов они больше сохранились на Коляду. Он отмечает, что «наши коляды не имеют в себе ничего специально зимнего», наоборот они скорее весенние. С другой стороны, волочёбные величания говорят про «новый год — новое лето»:
Да вжо ж вам песня спета,
Песня спета против лета,
Против лета — лета тёплаго,
Против году — году новаго,
Против вясны — вясны красныя .
Возможно, это были постоянные «величальные» темы, использовавшиеся и на Вьюнишник — (Вьюнец на Радоницу или Егорьев день и на Семик ), летом (Вьюны на ) и в конце зимы (на Масленицу ).
Волочёбные дни
Волочёбниками у русских назывались три дня — суббота, Пасха и следующий понедельник. У украинцев был « Волочильний понеділок » . У белорусов волочёбники («волочёвники») разделялись на «хлопский» — в понедельник и «дивчацкий» — во вторник , основным же днём, вероятно, была Великая суббота накануне Пасхи, которую называли «Вялікдзень валачобны».
См. также
- Гаилки
- Вождение медведя
- Обходные обряды славян
- Щедрование
- Колядование
- Вьюнишник
- Овсень
- Поливальный понедельник
Примечания
- Добровольский В. Н. // Смоленский областной словарь. — Смоленск: Типография П. А. Силина, 1914. — С. 82 . 23 сентября 2020 года.
- , с. 462.
- Піліпенка М. Ф. Валачо́бнікі // / Редкал. І. П. Шамяк (гл. рэд.) і інш. — Мн. : Беларуская савецкая энцыклапедыя, 1989. — С. 99—100 . — ISBN 5-85700-014-9 .
- , с. 129.
- ↑ , с. 211.
- ↑ , с. 424.
- , с. 29.
- ↑ , с. 7—21.
- Власова З. И. Скоморохи и фольклор. — Санкт-Петербург: «Альтейя», 2001. — 524 с. — ISBN 5-89329-382-7 .
- ↑ .
- , с. 20.
- , с. 7.
- , с. 8.
- .
- , с. 645.
- Виноградова Л. Н. от 18 января 2015 на Wayback Machine — с. 42
- Жадан С. Ю. от 18 января 2015 на Wayback Machine
- Кернер В. Ф. от 18 января 2015 на Wayback Machine
- Виноградова Л. Н. от 18 января 2015 на Wayback Machine — с. 43
- .
- , с. 225—226.
- . Дата обращения: 7 марта 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- , с. 225-226.
- ↑ Грушевський М. С. , 1993.
- , с. 3.
- , с. 277, 299.
Литература
- Пасха / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 641-646. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- Банников Е. А. Славянские праздники и обряды. Православный календарь. — М. : Гелеос, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-412-00215-6 .
- Бессонов П. А. Белорусские песни с подробными объяснениями их творчества и языка, с очерками народного обряда, обычая и всего быта (укр.) . — М. : Типография Бахметева на Сретенке, 1871. — 175 с.
- Валачобныя песні / склад. Г. А. Барташэвіч, Л. М. Салавей; склад. музычнай часткі В. І. Ялатаў; рэд. К. П. Кабашнікаў; уступны артыкул Л. Салавей. — Мінск: Навука і тэхніка, 1980. (белор.)
- Волочебный обряд / Л. Н. Виноградова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 424. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Ганцкая О. А. Поляки // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М. : Наука , 1977. — 360 с.
- Громыко М. М. . — М. : Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2 .
- Грушевський М. С. (укр.) / Упоряд. В. В. Яременко. — К. : Либідь, 1993. — Т. 1. (укр.)
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 225—226.
- Котеля В. А. Проблемы создания Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Белгородской области. – Комплекс учебно-методических материалов к семинару-практикуму специалистов по фольклору районных, городских методических служб, учебных заведений культуры и искусства, областных учреждений культуры и искусства. — Белгород: ГУК « БГЦНТ », 2008. — 45 с.
- Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 419—420.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
- // Большая российская энциклопедия . — Том 23. М. , 2013, — С. 551–552
- // Енциклопедія українознавства : Словникова частина. [в 11 т.] / гол. ред. проф., д-р Володимир Кубійович . — Париж; Нью-Йорк: Молоде життя, 1973. — Т. 7 .
- Соколова В. К. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Наука, 1979. — 286 с.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X .
- Толстая С. М. Ритуальные бесчинства молодёжи. Материалы к этнодиалектическому словарю: К — П // Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М. : Наука, 1986.
- Холодная В. Г. . РЭМ (2014).
- Христова Г.П., Ревнева С.Н. // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 7—21 .
- Цитович Г. И. Белорусские волочебные песни. — Вильнюс, 1935
Ссылки
- // Круглый год. Обрядовая поэзия. (krainov1.blogspot.com)
- (недоступная ссылка) (izhota.ya.ru)
- // Белорусский видеопортал (belarus-live.tv)
- (польск.)
- (польск.)
- 2020-03-10
- 1