История медицины
- 1 year ago
- 0
- 0
Армянская медицина ( арм. Հայկական բժշկություն ) — совокупность знаний о классической медицине , сохранении и поддержании здоровья, гигиене и образе жизни в Древней и Средневековой Армении .
Mедицина, являясь неотъемлемой частью культуры Древней Армении, своими корнями уходит в глубь веков. Армянская медицина вобрала в себя лечебный опыт многих поколений народных врачевателей. После принятия в 301 году христианства в Армении на месте языческих храмов были сооружены монастыри, при которых по инициативе католикоса Нерсеса I Великого (353–373) были открыты первые больницы .
Армянская медицина располагает богатейшей сокровищницей лекарственных средств, включающей представителей флоры, фауны и неорганической природы Армении. Особенно славились в древности лекарственные растения Армянского нагорья , которые вывозились во многие страны Востока и Запада и вошли в древнейшие фармакопеи . Геродот , Страбон , Ксенофонт , Тацит в своих описаниях упоминают о целебных растениях армянской флоры .
Мовсес Хоренаци пишет, что царь Вагаршак ( ) осушал болота Тайка , в первую очередь гавара Кога , создавая там сады и цветники, в которых выращивали лекарственные растения (Хоренаци, II; 6). Согласно римскому историку Тациту, армянские крестьяне для лечения ран применяли «деревенские» лекарства .
Целебные свойства некоторых растений, в частности , чернушки и ряда других привели к почитанию этих растений в Древней Армении . Большой популярностью пользовались также лекарственные средства неорганического происхождения (армянская глина, камень, бура, а также соединения ртути, железа, цинка, свинца). Как писал Ибн Сина , «армянская глина удивительно действует на раны... Она особенно помогает от чахоточных и моровых лихорадок» .
Препараты железа применялись для лечения ряда болезней, при которых они используются и в современной медицине. В арсенале лекарственных средств прочное место занимали ртутные препараты, добывающиеся в Армении , в том числе и киноварь .
Помимо этих средств, в медицине использовались также лекарственные вещества животного происхождения (органные, тканевые и ферментативные препараты): вытяжки из половых желез, мозга, печени, селезёнки, желчь некоторых животных, сывороточная закваска рубцов желудка зайца; препараты смешанной природы: так называемая влажная зуфа, мумиё и некоторые другие, обладавшие гормональным, антитоксическим и противосклеротическим действием .
Армянская классическая медицина на заре своего развития испытала благотворное влияние эллинистической науки. Труды классиков античной философии, естествознания и медицины – Платона , Аристотеля , Гиппократа , Галена , Асклепиада и других, переведённые в V – VII веках усилиями грекофильской переводческой школы на древнеармянский язык , сыграли большую роль в формировании мировоззрения армянских врачей . В течение трёх веков (с V по VIII ) в армянской медицине шла напряжённая работа по творческому освоению античного наследия. Средневековые врачи глубоко изучили научные труды античных классиков. В средневековой армянской книжности античное учение о четырёх стихиях и эквивалентных им четырёх кардинальных влагах (кровь, слизь, жёлтая и серная желчь) впервые встречается в труде Езника Кохбаци «Опровержение ересей» (Езник Кохбаци, 1926). С принципами гиппократовской медицины был знаком философ Давид Анахт (конец V – начало VI в.). Учёный Анания Ширакаци (VII в.), наряду с космографией , занимался также вопросами фитотерапии ( Матенадаран , рукопись № 8397), где описываются лечебные свойства растения .