План
— система условного деления
кинематографического
пространства (то есть пространства, представленного на экране).
Планы различаются:
по крупности
расположению
по смыслу
Содержание
Деление по крупности
В этом понимании
План
— «крупность» изображения, пойманная
объективом
.
Деление планов по крупности — понятие условное. Каждая киношкола имеет свои условные определения степеней крупности.
Детализация крупности (принятая в России):
Деталь
(принятое сокращение: «дет.»), макро-крупный план (макро план) — например, для привлечения внимания к конкретной детали объекта (вспомним ухо в
«Солярисе»
Андрея Тарковского). План, при котором на весь экран изображены глаза персонажа также называют «итальянским» — название произошло от
спагетти-вестернов
.
Крупный план
(принятое сокращение: «кр. пл») — например, для выделения объекта из фона, для привлечения к нему внимания (голова,
портретная
съёмка).
Средний
, первый средний
план («поясной»), (принятое сокращение: «1 ср. пл.») — например, для показа взаимодействия двух и более объектов (или тело человека по пояс).
Средний, второй средний
план (принятое сокращение: «2 ср. пл.»); Выше голеностопа и ниже колен. Также вариация "американский" план — чуть выше колен (использовался в съемках вестернов чтобы показать героя с кобурой целиком. В наше время оптимальный план при съемке 16:9)
Общий план
— для показа места действия (например, человек в среде).
Дальний план
— также для показа места действия (например, крошечный человек на фоне
ландшафта
).
Адресный план
— разновидность общего плана, предназначенная для обозначения места и времени действия. Употребление термина более характерно для телевидения.
Различные планы
Дальний план
Общий план
Средний второй план
Средний первый план
Крупный план
Деталь.
Деление по расположению
В этом смысле выделяются три основных плана:
передний (ближний) план
средний план
задний (дальний) план
Деление по смыслу
В этом смысле деление определяет следующие планы.
основной план (основная линия повествования)
второстепенный (фоновый) план (политический, социальный, исторический и т. п.)
В зависимости от восприятия и личного прочтения того или иного кинопроизведения второстепенный план может оказаться основным и наоборот.