Традиционные китайские иероглифы
- 1 year ago
- 0
- 0
Традиционные ( исторические, церемониальные ) государства — особый род политической, социальной и культурной организации в ряде государств, при котором частью прав и прерогатив государственной власти наделены институты, не относящиеся к высшим, центральным и местным административным органам, но параллельно выполняющим часть функций каждого из этих уровней государственной власти. Не стоит путать с термином чифдом (вождество) — хотя современном мире они занимают схожее положение, родо-племенная организация стоит на более низкой ступени эволюции общественного устройства.
К Т. Г. не относятся эмираты
ОАЭ
и
султанаты Малайзии
, так как каждый султанат или эмират является субъектом федерации, то есть осуществляет свой суверенитет напрямую.
Джокьякарта
представляет собой более сложный пример: она является субъектом федеративной
Республики Индонезия
, с особым статусом и наследственной формой правления, закрепленной за местной султанской династией. Тем не менее, статус Джокьякарты отличен от султанатов Малайзии или ОАЭ: она является Округом (а не султанатом), в которой по наследству передается пост губернатора (а не монарха). Таким образом, де-юре Султанат Джокьякарта, как и прочие султанаты Индонезии не имеет никакого особого законодательного статуса в Республике Индонезия, де-факто же существует параллельно республиканскому административно-территориальному делению, что не оспаривается (а де-факто признается) центральными властями.
Формирование традиционных государств как особой институции началось в период колониальной экспансии европейских держав в Азии, Африке и Океании. Мелкие государства этих регионов, переживавшие период феодальной раздробленности, были объединены в крупные колонии. С целью упрощения системы управления завоеванными народами, во многих колониях была сохранена традиционная социальная и политическая организация, местным правителям оставлена часть суверенитета.
Во второй половине XX в. бывшие колонии постепенно трансформировались в независимые государства. Причем, в подавляющем большинстве случаев территория, этнический и религиозный состав получивших независимость государств достался им в наследие от колониальной эпохи, имел противоречивый и искусственный характер. Так, к примеру, бывший Британский Протекторат Нигерия включал в себя исламскую империю Сокото народов фульбе и хауса (на севере), христианские города-государства йоруба на юге и языческие королевства народа игбо на востоке. Такой пестрый состав новообразованного государства позволил сохранить традиционным правителям своё политическое и религиозное влияние — так как именно они (а не центральное правительство), представляют интересы конкретного народа, с его традициями, верованиями и культурой.
Правительства большинства образованных из бывших колоний государств не решились провести наступление на монархов, пользовавшихся огромным авторитетом среди местного населения. Там, где попытки такого наступления предпринимались ( Чад и Уганда в 1960—1980-е гг., Конституционная поправка 1967 г. в Нигерии ), они показали свою неэффективность, а традиционные правители вскоре были восстановлены в правах.
«Традиционные государства» не являются субъектами международного права и объектами административно-территориального деления (за редким исключением). Их статус почти никогда не обозначен в конституции, а регламентирован отдельными законами, указами, а иногда только официальными заявлениями представителей высшей государственной власти. С другой стороны, в большинстве случаев центральные государственные органы власти (ровно как и представляющие её на местах институты), не будут считаться легитимными среди местного наслеления, если их законность не «утвердит» традиционный правитель. Также, если центральная государственная власть намеревается провести какие-либо преобразования, осуществить экономические либо социальные проекты на конкретной территории, она обязательно заручается поддержкой местного правителя. То же касается и выборов: поддержка традиционного монарха или вождя почти всегда обеспечивает кандидату поддержку местного электората.
Законодательно за Т. Г. закреплены функции самого разнообразного характера — исполнительные, судебные, религиозные, и даже законодательные (в основном, реализация норм обычного права, действующих строго на определенной территории) — что позволяет говорить о параллельном «государстве в государстве».
Традиционные государства также не следует рассматривать в качестве непризнанных государств — в отличие от последних, Т. Г. не ведут сепаратистской борьбы, никогда не заявляли о намерениях провозгласить суверенитет и добиваться международного признания (за исключением султаната Сулу ).
Вопреки мнению ряда исследователей о декоративной, «туристической» функции Т. Г., они играют важнейшую роль в жизни народов, потерявших государственный суверенитет. Осознание этого привело к нескольким всплескам реставрации Т. Г. в различных частях мира.
Так, в ещё в 1970-е гг. были восстановлены султанаты на территории
Республики Чад
, а за эмирами и королями в Нигерии законодательно закреплено право на установление и сбор собственных налогов. К 2008 г. были восстановлены во всех правах королевства на территории
Республики Уганды
, лишенные своего статуса в 1960-е гг. В том же 2008 году, после ухода президента Сукарно, были реставрированы несколько султанатов на территории
Индонезии
(в том числе древнейший на территории страны султанат Палембанг, упраздненный ещё в 1825 г. голландцами).
На территории страны находятся 64 небольших султанатов и княжеств.
На правах субъектов федерации, в состав Малайзии входит 7 султанатов и 2 княжества: Перлис и Негри-Сембилан . Последний, в свою очередь, является конфедерацией из 10 княжеств, статус которых де-юре никак не отражен законодательно в административно-территориальном делении страны. Таким образом, их можно рассматривать, как Т. Г.
По Декрету о местных органах управления (1976) на правителей традиционных государств возложено руководство советами вождей при правительствах штатов, поддержание правопорядка, подтверждено их право на установление собственных налогов и их сбор. Также, за годы независимости в политической жизни Нигерии укрепилась традиция, согласно которой высшие чиновники и лидеры крупнейших партий назначаются «советниками» при дворах традиционных правителей: через эту должность подданство политика тому или иному монарху как бы подтверждается напрямую (а не является лишь «этнографической» формальностью, как в других странах Африки). Практически все президенты независимой Нигерии через этот институт также формально находились в подчиненном к определенному монарху положении — что является юридическим парадоксом.
На территории страны находятся 16 вождеств, которые соответствуют 16 штатам государства.
По Конституции 1995 года, четыре королевства (Буганда, Бусога, Буньоро и Рванзеруру) являются автономными административными единицами в составе Уганды.
Королевство Квазулу — после падения режима апартеида в 1994 г., зулусам был предоставлен ряд гарантий, включавших признание церемониальных полномочий короля, а историческое селении зулусов Улунди становилось церемониальной столицей всей провинции Квазулу-Натал .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
По мнению исследователей, традиционные короли являются гарантами сохранения старой культуры перед лицом неопределенного будущего.