Interested Article - Ирсу

Ирсу ( егип. Yrsw «Кто сделал себя сам») или Су ( егип. Sw ) — имя представителя шасу , который между XIX и XX династиями правил азиатскими владениями Египта, номинально подчиняющимися египетскому правительству.

Биография

Имя Ирсу не египетское, так как ему сопутствует знак определитель (палица), проставляющийся после иноземных имён.

Усиление Ирсу продиктовано противостоянием Аменмеса и Сети II , приведшим к экономическим проблемам и нестабильности в стране. На понимание обстановки того периода может пролить свет Папирус Харриса , перевод которого представляет сложность. Джеймс Брестед в 1906 году сделал перевод папируса, где сказано :

Слушайте, вы, чтобы я мог сообщить вам о моих благодеяниях, которые я совершил, когда был царём народа. Землю Египетскую низвергли чужаки, и каждого человека лишили права; у них не было главного рта много лет до других времён. Земля Египетская была в руках вождей и правителей городов; человек убивал ближнего своего — большого и малого. После наступили новые времена с пустыми годами, — некий сириец Ирсу стал во главе. Он установил налог по всей земле; он объединил своих соплеменников и разграбил их имущество. Они сделали богов подобными людям, и в храмах не проводились подношения.

Ирсу традиционно считается тождественным визирю , занимавшему высокие государственные посты в конце XIX династии. Однако в феврале 2000 года благодаря исследованию остракона № 1864 из Дейр эль-Медины удалось прочитать надпись, что Бай был казнён на пятый год правления Саптаха .

В 1979 году египтолог Ганс Гёдике составил новый перевод папируса, основываясь на детальном анализе грамматики :

Земля Египетская была оставлена за границей, а каждый человек со своей верностью, у него не было главного говорящего [то есть фараона] много лет до других времён, когда земля Египетская была под вождями и городскими правителями — один был убит [фараон], его сменили негодные сановники [второй фараон]. Другой из семьи пришёл после него в пустые годы [третий фараон], когда Су, Хару с ними, вёл себя как вождь и заставил всю землю служить ему одному. Он присоединил своих подчинённых и расхитил их имущество, когда с богами обращались, как с людьми, и не совершались жертвоприношения в храмах.

Согласуясь с текстом, Гёдике предполагает, что Сети II не укрепил власть и контроль в регионе, Саптаха не уважали, а Таусерт заключила союз с Ирсу, который оставался де-факто правителем региона.

О конце Ирсу известно из фрагмента папируса, повествующего о приходе к власти Сетнахта :

Но когда боги обратились к миру, чтобы вернуть на землю закон в соответствии с обыденностью, они поставили на великий престол своего сына, который вышел из их членов, правителем — да будет он жив, здоров и невредим (Ж. З. Н.) — каждой земли, (даже) Усерхара-Сетепенра-Мериамон, Ж. З. Н., сын Ра, Сетнахт-Мерирра-Мериамон, Ж. З. Н. Он был Хепри-Сетом, когда пришёл в ярость; он привёл к порядку некогда непокорную землю; он убил мятежников в земле Египетской; он очистил великий престол Египта; он был правителем, Ж. З. Н., Обеих земель на престоле Атума. Он дал готовые лица, которые некогда отвернулись. Каждый знал своего замурованного в стену брата. Он основал храмы для божественных подношений, чтобы возносить…

На стеле Сетнахта из Элефантины сказано, как изгнанные азиатские мятежники, убегая, бросали много золота, серебра и меди, награбленных в Египте, — на эти средства они планировали нанять азиатских солдат. Усмирение фараоном Египта также отражено в Папирусе Харриса . Стела Сетнахта из Элефантины гласит :

Его Величество, Ж. З. Н. был подобен своему отцу Сету, который протянул руки, чтобы убрать из Египта введших страну в заблуждение, и сила (отца) защищала (его).

Есть некоторое сходство [ уточнить ] с биографией Иосифа (Библия) [ источник не указан 1793 дня ] .

Примечания

  1. James H. Breasted. (англ.) // The Biblical World. — 1906. — Vol. 28 , iss. 5 , no. 4 . — P. 198—199 . — ISSN . — doi : .
  2. Pierre Grandet. L'execution du chancelier Bay O. IFAO 1864 (фр.) // BIFAO. — 2000. — N o 100 . — P. 339—356 .
  3. Hans Goedicke. Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes. — A.Holder, 1979. — С. 2. — 544 с.
  4. R. Drenkhahn. Die Elephantine-Stele des Setnakht und ihr historischer Hintergrund. — Wiesbaden, 1980.
  5. Joan Shanley. 287. Elephantine Stela of Sethnakht // God of Confusion?: An Examination of the Egyptian God Seth in New Kingdom Expressions of Royal Ideology. — 2015. — С. 137.

Литература

  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина . — М. : Главная редакция восточной литературы издательства « Наука », 1988. — 623 с. — 25 000 экз.
  • Авдиев В. И . . — М. : Издательство «Советская наука», 1948. — Т. 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — 240 с.
  • . // / Автор-составитель В. В. Эрлихман . — Т. 1.
Источник —

Same as Ирсу