Interested Article - Бар-Хадад II

Бар-Хадад II ( Бен-Хадад II , Венадад II , Адад-Идри , Хадад-Эзер ; арам. בר הדד , др.-евр. בן הדד ‏‎; «сын Хадада » ; убит в 842 до н. э. ) — царь Арама в середине IX века до н. э. Участник битвы при Каркаре . Один из наиболее могущественных правителей Леванта своего времени.

Биография

Исторические источники

Монолит из Карха

Исторические источники , повествующие о Бар-Хададе II, — Библия и ассирийские клинописные надписи .

В библейских текстах он упоминается в Третьей и Четвёртой книгах Царств , а также в книге Паралипоменон .

Ассирийские надписи в основном освещают военную деятельность Бар-Хадада II, связанную с походами царя Салманасара III в Левант в 850-х—840-х годах до н. э. Эти аккадские тексты созданы в то же время, что и описываемые в них события, или вскоре после них. Наиболее подробный из ассирийских источников — текст на , повествующий о первых годах правления Салманасара III, в том числе о битве при Каркаре . Всего же это сражение упоминается в шести ассирийских надписях, свод которых известен под названием « » .

Ещё одно свидетельство о Бар-Хададе II содержится в написанном по-арамейски тексте на стеле из Тель-Дана .

Происхождение

Большинство историков считает Бар-Хадада II сыном и преемником царя арамейского Дамаска Бар-Хадада I .

Однако существуют также и другие мнения о родственных связях этих двух правителей. Согласно одному из них, основанному на существовании у арамеев традиции называть сыновей именем ближайшего родственника только в случае, если тот уже умер, Бар-Хадад II был внуком Бар-Хадада I, сыном неизвестного по имени лица, очень недолго правившего Арамом . Предполагается также, что упоминающиеся в 870-х и 850-х годах до н. э. правители Дамаска по имени Бар-Хадад могут быть одним человеком, однако это мнение следует считать необоснованным .

Начало правления

Дата смерти царя Бар-Хадада I точно не известна , но он должен был скончаться не позднее начала 850-х годов до н. э., когда в источниках упоминается о новом царе Арама Бар-Хададе II .

Как правитель Арама Бар-Хадад II впервые упоминается в Библии в качестве врага царя Израиля Ахава во время очередной . Предположительно, причиной войны стало желание Бар-Хадада II положить конец завоеваниям израильского царя в Заиорданьи , которые несли угрозу благополучию Арама. Также, возможно, в случае успешной войны с Израилем на сторону Бар-Хадада II мог бы перейти и союзный Ахаву город Тир , контролировавший торговые пути, связывавшие Дамаск с городами Северной Сирии и Малой Азии . Во главе большого войска Бар-Хадад II разорил земли Израильского царства, сжёг Сихем и столицу Ахава Самарию . Царь, также находившийся среди осаждённых, дошёл до полного отчаяния, соглашаясь в обмен на мир отдать правителю Дамаска все свои богатства, жён и детей. Однако один из пророков предрёк Ахаву, что Господь всё же дарует ему победу посредством сыновей военачальников. Царь велел собрать из них отборный отряд и выпустил его на врагов в то время, когда сирийцы менее всего этого ожидали и предавались в своём лагере пьянству. Сыновья военачальников опрокинули врагов, а остальное войско довершило разгром ( 3Цар. ). Это была первая победа израильтян над арамеями со времён войн царей Давида и Хадад-Эзера .

Поражение в походе на Самарию показало неэффективность управления арамейским войском племенными вождями (по-библейски «царями»). Желая укрепить как войско, так и свою личную власть над подчинёнными ему землями, Бар-Хадад II провёл реорганизацию государственного управления. Все тридцать два «царя», подчинявшиеся правителю Дамаска, были лишены своих должностей, а вместо них управлять отдельными областями Арама были поставлены царские чиновники, упоминавшиеся в Библии под названием «областеначальники» ( 3Цар. ). Эта реформа значительно повысила силу дамасского войска, позволив Бар-Хададу II вскоре стать наиболее могущественным правителем не только Леванта, но и окрестных земель .

Тем не менее, во время нового похода в Израильское царство, состоявшегося на следующий год после разгрома под Самарией, войско Бар-Хадада II снова потерпело поражение: несмотря на численное превосходство, арамеи были разбиты израильтянами в вблизи Афека . Сам царь Дамаска бежал с поля боя, но попал в плен. Он был отпущен только после обещания возвратить Ахаву все города к востоку от Галаада , захваченные Бар-Хададом I у царя Омри , а также выделить израильским купцам в Дамаске место для фактории ( 1Цар. ) . Возможно, заключению такого не сильно обременительного для Арама договора способствовало начало в 858 году до н. э. экспансии нового правителя Ассирии Салманасара III в Левант и Финикию .

После этого, согласно Библии, израильтяне и дамаскцы три года жили в мире ( 3Цар. ) .

Война с Ассирией

Военные действия ассирийской армии на рельефе с ворот из . IX век до н. э.

В ассирийских надписях сообщается, что в 853 году до н. э. Бар-Хадад II участвовал в войне с царём Ассирии Салманасаром III, уже несколько лет совершавшим в Левант и Финикию. Отказавшись от разногласий, двенадцать правителей, включая, царя Хамата Ирхулени и царя Израиля Ахава, а также, вероятно, фараона Египта Осоркона II , заключили союз, наиболее важную роль в котором играл царь Дамаска Бар-Хадад II . В общей сложности, в созданном союзными царями объединённом войске было более 60 000 воинов, включая 40 000 пехотинцев, 2000 всадников на конях, 1000 всадников- арабов на верблюдах и 3940 боевых колесниц . Из них 1200 колесниц, 1200 всадников и 20 000 пехотинцев привёл Бар-Хадад II . В ассирийской армии же было примерно 35 000 воинов: 20 000 пехоты, 12 000 кавалерии и 1200 боевых колесниц . Однако, возможно, все эти числа преувеличены ассирийскими писцами с целью возвеличить масштаб деяний царя Салманасара III .

По свидетельству «Анналов Салманасара III», у селения Каркара , находившегося вблизи Оронта , произошла кровопролитная битва, победу в которой одержала ассирийская армия. В надписи на монолите из Карха сообщается о 14 000 погибших сирийцах, а также об огромной добыче, захваченной ассирийцами . Однако современные историки считают эти свидетельства явным преувеличением: если Салманасару III и удалось нанести своим врагам поражение в сражении, то масштаб этой победы был не столь грандиозен, как упоминается в ассирийских анналах . Предполагается даже, что, вопреки данным ассирийских источников, победу в битве при Каркаре могло одержать союзное войско . Во всяком случае, почти сразу же после сражения поход был прекращён, и ассирийское войско возвратилось на родину .

На основании изучения последующих событий, историки пришли к выводу, что после ухода ассирийского войска многие местные правители (например, цари Кархемиша и Арпада ) отказались от подчинения верховной власти Салманасара III. Вероятно, большую роль в этом сыграли успешные военные действия возглавляемой Бар-Хададом II коалиции .

Окончание правления

Левант около 830 года до н. э.

После избавления от ассирийской угрозы отношения между Бар-Хададом II и Ахавом снова обострились. Уже в 852 году до н. э. израильский царь в союзе с царём Иудеи Иосафатом принадлежавший Араму город , но во время сражения был убит стрелой. Оставшееся без своего военачальника израильское войско отступило ( 3Цар. ; 2Пар. ) .

В 840-х годах до н. э. Салманасар III возобновил походы в Левант, и снова ведущую роль в сопротивлении ассирийской экспансии играл союз сирийских правителей, возглавлявшийся царями Бар-Хададом II и Ирхулени. Известно о походах ассирийцев в Сирию в 849, 848 и 845 годах до н. э. По свидетельству «Анналов Салманасара III», в этих сражениях с сирийцами ассирийская армия постоянно одерживала победы : например, в 845 году до н. э. войско в 120 000 воинов разгромило войско Бар-Хадада II и его союзников, правителя Хамата Ирхулени и «царей хеттов и морского побережья», а затем осаждало Дамаск . Однако эти данные, вероятно, не соответствуют действительности. Скорее всего, Салманасару III не удалось добиться каких-либо крупных успехов: на Дамаск и Хамат даже не была наложена дань .

Незадолго до 842 года до н. э. между Арамом и Израилем произошёл новый . Вероятно, его причиной стало желание Бар-Хадада II подчинить себе нового израильского царя Иорама , недавно потерпевшего поражение в войне с Моавом ( 4Цар. ) . Дамасское войско снова осадило израильскую столицу Самарию, вызвав среди её жителей сильный голод (в Библии упоминается даже о каннибализме среди осаждённых). Однако, согласно библейским текстам, по Божьему вмешательству царь арамеев будто бы уверовал, что к городу с большим войском идёт сам израильский царь и его союзники, хетты и египтяне. Этот слух поверг правителя арамеев в такой ужас, что он вместе со всем войском бежал от стен города ( 4Цар. ) .

Смерть

Стела Тель-Дана: фрагмент A справа, фрагменты B1 и B2 слева

Вероятно, поражение от израильтян вызвало недовольство среди приближённых Бар-Хадада II. Один из них, Азаил , в 842 году до н. э. ночью задушил болевшего тогда царя и провозгласил себя новым правителем Арама ( 4Цар. ) . Возможно, инициатором цареубийства был израильский пророк Елисей , заинтересованный в устранении врага своего народа . В Библии повествуется, что Елисей ещё при жизни Бар-Хадада II прибыл в Дамаск, где предсказал Азаилу его царскую будущность .

В ассирийских надписях и в « Иудейских древностях » Иосифа Флавия Азаил — человек простого происхождения и царский слуга. Ассирийские источники называли нового царя также узурпатором, «сыном неизвестно кого». Эти данные свидетельствуют, что Азаил, вероятно, не был родственником своего предшественника . Однако существует мнение, согласно которому новый правитель Дамаска мог быть сыном Бар-Хадада II. Об этом упоминается в надписи на стеле из Тель-Дана, сделанной по приказу самого Азаила . Однако является ли этот текст свидетельством реальных родственных связей между Бар-Хададом II и его преемником или только попыткой Азаила легитимизировать свою власть, полученную в результате цареубийства, — точно не известно .

После гибели Бар-Хадада II возглавлявшаяся им антиассирийская коалиция распалась: в самом конце 840-х годов каждое из царств Леванта уже боролось с экспансией Салманасара III поодиночке. Вероятно, что это было связано с тем большим влиянием, какое Бар-Хадад II имел на царей Сирии. Азаилу же не удалось сплотить вокруг себя сирийских правителей и так же успешно, как и его предшественнику, противостоять вторжениям ассирийцев .

Комментарии

  1. «[Бог] Хадад — помощник» .
  2. В библейских текстах Бар-Хадад II упоминается под именем Бен-Хадад, а в ассирийских источниках под именем Адад-Идри (вероятно, тождественным арамейскому имени Хадад-Эзер). О том, почему между древнееврейским и аккадским вариантом написания имени этого царя Дамаска такая большая разница, среди историков идут дискуссии . В том числе предполагается, что Бар-Хадад было тронным именем всех правителей Арама, а Хадад-Эзер (или Бен-Хадад-Эзер) — его личным именем , но это маловероятно .
  3. Последнее событие из жизни Бар-Хадада I, которое может быть датировано, относится ко второй половине 870-х годов до н. э. В качестве возможной приблизительной даты смерти Бар-Хадада I называется 870 год до н. э.
  4. Согласно Библии, в подчинении у Бар-Хадада II было 32 царя .
  5. Высказывается предположение, что эти данные могут относиться к царям Бар-Хададу III и Иоасу , но это мнение не имеет достаточно надёжных оснований .

Примечания

  1. Arnold B. T., Williamson H. G. M. Dictionary of the Old Testament: Historical Books. — InterVarsity Press. — P. 46–47. — ISBN 978-0-8308-6946-6 .
  2. от 16 мая 2017 на Wayback Machine // Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. Большой библейский словарь. — СПб. : Библия для всех, 2005. — С. 225—226. — ISBN 5-7454-0931-2 .
  4. (итал.) . Enciclopedie on line. Дата обращения: 28 мая 2017. 14 октября 2017 года.
  5. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. — С. 241—253. — ISBN 5-17-018173-6 .
  6. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 547—548. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  7. Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archaologie / Ebelin E., Meissner B. — Berlin, Leipzig: Walter de Gruyter & Co, 1928. — Bd. 1. — S. 482—483.
  8. , p. 475—477.
  9. Третья книга Царств ( ).
  10. Четвёртая книга Царств ( ).
  11. Паралипоменон ( )
  12. Битва при Каркаре // Хрестоматия по истории древнего мира. Том 1. Древний Восток / Струве В. В . — М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950. — С. 193—195 .
  13. . Мир истории. Дата обращения: 12 июня 2017. 1 апреля 2009 года.
  14. (англ.) . Livius.org. Дата обращения: 12 июня 2017. 29 апреля 2017 года.
  15. Wagner Th. // Deutschen Bibelgesellschaft. — 2006. 7 декабря 2015 года.
  16. Grayson A. K. // The Journal of Hebrew Scriptures. — 2004. — Vol. 5. 24 августа 2017 года.
  17. История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй / Седов А. В. — М. : Восточная литература , 2004. — С. 460—463. — ISBN 5-02-018388-1 .
  18. Wood B. G. . — 2011. 24 сентября 2017 года.
  19. Nowogórski P. Aramejska inskrypcja z Tel Dan. — 1998. — S. 80—87. — (Studia Judaica).
  20. Ricciotti G. // Enciclopedia Italiana. — 1930. 7 мая 2021 года.
  21. , p. 468—469.
  22. , с. 74—83.
  23. , p. 309.
  24. , p. 165.
  25. , с. 84—93.
  26. Мочалов М. Ю. Ассирийская держава. От города-государства — к империи. — М. : Вече, 2015. — С. 106—107. — ISBN 978-5-4444-2456-8 .
  27. Richard G. A. . — Greenwood Publishing Group, 2002. — P. 130.
  28. Richard G. A. . — Greenwood Publishing Group, 2003. — P. 48. — ISBN 978-0-2759-7798-6 .
  29. , p. 478—479.
  30. Klengel H. . — Berlin: Akademie Verlag, 1992. — P. 209. — ISBN 978-3-0500-1820-1 .
  31. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1909. — Т. IV. — Стб. 146—147.
  32. , p. 482—483.
  33. , p. 484.
  34. , p. 485.
  35. Siddall L. R. The Reign of Adad-nīrārī III: An Historical and Ideological Analysis of An Assyrian King and His Times. — BRILL, 2013. — P. 37. — ISBN 9-0042-5614-8 .

Литература

Источник —

Same as Бар-Хадад II