Во 2 луне умер князь
Цинь
(имя Ин; жил во дворце Гаоцинь в Юн, похоронен в Цзюйшэ
), ему наследовал сын Хэ (
, эра правления 608—604)
. Это первое известие о смерти
циньского
князя, включённое в «
Чуньцю
»
.
Во 2 луне, в день
, в нижних помещениях дворца умер князь
Лу
Вэнь-гун
. От старшей жены,
циской
княжны Ай-цзян, были сыновья Э и Ши, от второй любимой жены Цзин-ин — Туй
.
В 5 луне, в день
князь
Ци
(Шан-жэнь) был убит
в бамбуковой роще сановниками Бин Чу (Бин-жуном) и Янь Чжи (Юн-чжи) (по преданию, гун отрубил ноги трупу отца первого и забрал жену у второго), они бежали.
Цисцы
низложили сына И-гуна и поставили у власти сына Хуань-гуна и
вэйской
княжны Шао Вэй-цзи Юаня, призвав его из
Вэй
(
, эра правления 608—599)
.
В 6 луне, в день
похоронили
луского
князя Вэнь-гуна
.
Осенью
луские
сановники Сян Чжун и Шусунь Дэ-чэнь прибыли в
Ци
и добились там одобрения своих действий в поддержку Туя
.
Луский
Сян-чжун (Дунмэнь Суй), добившись поддержки
циского
, в 10 луне убил
луских
княжичей Э и Ши и поставил у власти побочного сына Туя (Сюань-гун, эра правления 608—591). Ай-цзян вернулась в
Ци
и бродила по площади, оплакивая своих детей
. Как отмечает Сыма Цянь, воцарение гуна было неправильным, в доме гуна правила низость, и с этого времени дом
луского
гуна стал приходить в упадок
.
В 10 луне
луский
посол Цзисунь Син-фу поехал в
Ци
.
В
Сун
сыновья Чжао-гуна, опираясь на поддержку многочисленных членов
сунского
княжеского рода, подняли мятеж.
казнил мятежников, а роды У-гуна и Му-гуна изгнал (множество аристократических кланов были истреблены)
.
князь Цзи-гун (Шу-ци) объявил наследником старшего сына Пу, но затем отстранил его и назначил младшего сына Цзи-то. В 10 луне Пу убил отца с помощью некоторых го-жэнь и бежал в Лу.
.
Луский
Сюань-гун послал своему сановнику Цзи Вэнь-цзы донесение, приказывая дать Пу город. Сановник Ли Гэ подменил донесение и приказал сослать Пу к восточным варварам. Ли Гэ разъяснил князю ошибочность приказа, и тот простил его (эпизод 45 «
Го юй
»)
.
Конфуциева летопись «
Чуньцю
» («Вёсны и осени»). Перевод и примечания Н. И. Монастырева. М., 1999. С.48
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. II. М., 2001. С.111
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. II. М., 2001. С.34; Т. III. М., 1984. С.150
Чуньцю, известие 2
Чуньцю, известие 1 и примечания на с.150 (толкователи говорят, что умирать в нижних помещениях не по ритуалу)
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. V. М., 1987. С.76
Чуньцю, известие 3
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. III. М., 1984. С.150; Т. V. М., 1987. С.52 и комментарий Р. В. Вяткина на с.234 (по «
Цзо чжуань
»); Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.2. М., 2000. С.141
Чуньцю, известие 4
Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.2. М., 2000. С.147; Чуньцю, известие 5
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. III. М., 1984. С.150 (имя То); Т. V. М., 1987. С.76; Чуньцю, известия 6-7
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. III. М., 1984. С.150; Т. V. М., 1987. С.76, 80
Чуньцю, известие 8
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. V. М., 1987. С.135; Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.2. М., 2000. С.100, 136
Примечания В. С. Таскина в кн. Го юй (Речи царств). М., 1987. С.349; Чуньцю, известие 9; Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.2. М., 2000. С.424 (из «
Цзо чжуань
»)