Хеппенхайм (Бергштрасе)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Хеп-хеп» ( англ. hep-hep , нем. hep-hep , ивр. "הֶפּ-הֶפּ" ) — оскорбительный возглас в адрес евреев , под которым проходили первые в новой истории Европы антисемитские погромы в августе 1819 года в Германии . Погромное движение «Хеп-хеп» впервые было направлено не только против иудеев , но и против крещёных и ассимилированных евреев.
Клич «хеп-хеп» звучал и во Франции во время событий Июльской революции . Также была попытка А. Штеккера возродить данный термин в 80-х годах XIX века , но она не увенчалась успехом .
Происхождение возгласа «хеп-хеп» точно не установлено. По одной из версий, немецкие студенты, организовавшие погром евреев в Вюрцбурге , изучив историю Древнего мира , наткнулись на латинское выражение «Hierosalima est perdita» («Иерусалим пал (пропал)»), или сокращённо «хеп». Этим выражением пользовались римляне после уничтожения Второго храма и независимого еврейского государства в первом веке нашей эры . Есть версия, что «хеп-хеп» — боевой клич крестоносцев .
Более вероятной является гипотеза о том, что возгласом «хеп-хеп» крестьяне Франконии (историческая область в Германии) понукали домашний скот.
Антисемитские погромы участились в Германии и некоторых соседних с ней странах в обстановке реакции после наполеоновских войн . Первые такие погромы произошли в августе 1819 года в Вюрцбурге . В скором времени эти погромы перекинулись на другие города и области Германии ( Бавария , Баден , Гамбург , Гессен , Мекленбург и проч.). Также подобные антисемитские погромы произошли в соседних странах (в Дании , Нидерландах , Чехии , Польше , Австрии , Эльзасе , а также в Российской империи , в частности в Риге , где проживало много немцев ). Беспорядки часто сопровождались разгромом, грабежом, поджогом общественных зданий и т. д. Погромы происходили на фоне острого экономического кризиса, который поразил Германию после освобождения от французской оккупации. Разорённые и обнищавшие широкие массы населения ставили такую ситуацию в вину евреям . Во многом беспорядки обрели антисемитский уклон под воздействием взглядов таких деятелей немецкой науки и культуры как философы и Якоб Фриз , которые очень часто в своих произведениях представляли истинными виновниками бедственного положения немецкого народа еврейских банкиров, купцов и ремесленников. Доказать виновность евреев в этом немецкому народу было несложно, так как к этому времени экономические позиции евреев в Германии заметно укрепились после того, как Наполеон уравнял евреев в гражданских правах с остальным населением Германии .
Эффективность шовинистической пропаганды превзошла ожидания даже некоторых её зачинщиков, в ряде случаев для прекращения беспорядков потребовался ввод войск. Немецкими властями многие подробности и детали погромов замалчивались или вовсе отрицались. Но, несмотря на это, власти всё же приняли ряд антиеврейских дискриминационных законов, мотивируя свои действия нежеланием основной массы немецкого населения мириться с гражданским равноправием евреев.
Под влиянием погромов «хеп-хеп» в Германии , с одной стороны, ускорился процесс ассимиляции , участились случаи перехода евреев в христианство , с другой, — более острой стала потребность в национальной самоидентификации евреев, результатом чего стало создание обществ .
Неоднозначной на погромное движение «хеп-хеп» была реакция евреев. Круги, близкие к реформизму в иудаизме , преуменьшали серьёзность погромов и призывали не драматизировать их значение.
С другой стороны, многие немецкие евреи, не исповедовавшие уже иудаизм , были удивлены применяемому против них насилию, поскольку путём крещения или ассимиляции они, как им казалось, получили статус равноправных граждан на земле Германии . Один из показательных случаев подобного рода произошёл с будущим известным композитором Феликсом Мендельсоном-Бартольди , которому во время тех событий было десять лет. К тому времени его родители уже успели обеспечить своему талантливому сыну статус христианина , и юный Феликс без страха гулял по улицам города, справедливо считая, что ему не угрожает опасность. Однако во время одной из таких прогулок к нему подошёл некий юноша, без лишних вопросов плюнул ему в лицо и прокричал: «Хеп-хеп, юде!» .
Состоятельные и зажиточные евреи, владевшие банками и ремесленными предприятиями, вообще стали бойкотировать тех купцов-христиан, которые подозревались в участии в погромах. Остро отреагировали на бездействие властей Франкфурта-на-Майне члены династии Ротшильдов , чьи дома и банковские конторы подверглись разгрому и разграблению. Они угрожали навсегда покинуть со своими капиталами город и Германию в случае повторения подобных беспорядков.