Interested Article - Бож

Бож ( позднелат. Boz, Booz, Box ; умер около 375) — вождь антов , упомянутый историком Иорданом в своём сочинении « О происхождении и деяниях гетов » в связи с войной против него остготского короля Витимира . Вначале готы потерпели от антов поражение, однако после стали действовать решительнее и смогли около 375 года захватить в плен и распять короля Божа (« regemque eorum Boz »), его сыновей и 70 антских старейшин ( primatibus ) . Но уже через год Витимир погиб в бою с гуннским царём Баламиром . Само столкновение антов с готами, согласно выводам археологов, происходило на Левобережье Днепра, в ареале киевской археологической культуры .

Происхождение имени

По версии М. H. Тихомирова , имя Божа связано с племенным названием бужан , живших по Западному Бугу и имевших известный в эпоху Киевской Руси город Бужск , или Бозк . Г. В. Вернадский увязывал с известием Иордана свидетельство арабского автора X века Аль-Масуди о вожде народа valinana (другим названием волынян по летописи является бужане ) по имени Маджак , повелевавшем некогда славянами, считая, что это искажённое имя Божа .

В. А. Розов первым выдвинул предположение, что имя Boz исходит из праславянского слова *vožь (или *vodjь ) и означало титул «вождь» . Е. Ч. Скржинская стояла на той же позиции, но отмечала, что оно могло быть и именем собственным антского руководителя, а не только титулом . О. Н. Трубачёв также считал, что Boz Иордана отражает раннеславянское *voǯь в значении «вождь» .

«Время Бусово» в «Слове о полку Игореве»

С именем Божа (Боз, Boz) некоторые исследователи сопоставляют упоминание в « Слове о полку Игореве », литературном памятнике XII века, «время бусово», про которое «поют готские красные девы» . в 1846 году, а за ним Е. М. Огоновский впервые связали имя Божа с «временем Бусовым», упомянутым в «Слове» . А. А. Шахматов , П. Н. Третьяков и другие исследователи считали этот эпизод «Слова» доказательством существования древнейшего славянского предания о войне Божа с готами .

Против этой точки зрения в 1927 году выступил А. А. Васильев , считавший, что естественнее было бы отнести имя Буса к какому-либо половецкому хану, а не жившему в IV веке анту. О. В. Творогов также назвал гипотезу Головина-Огоновского сомнительной и искусственной. Упомянутые версии, по мнению некоторых исследователей, являются сомнительными, а упоминание о «бусовом времени» в «Слове» — загадочным и тёмным .

В неоязычестве

Бус занимает существенное место в псевдоисторических работах неоязыческого автора Александра Асова (псевдоним — Александр Бу́сов ; известен также как Бус Кресень ), известного своими переводами « Велесовой книги ». На основе «Велесовой книги» Асов создал «славянорусскую (славяноведическую) идею», согласно которой исходная «ведическая» традиция, по его мнению сохранённая в «Велесовой книге», лежит в основе большинства современных религий, исказивших эту традицию. Асов считает Иисуса Христа потомком Ария Оседня, внука Дажьбога , упомянутых в «Велесовой книге» (вариация « арийского христианства » ). По утверждению Асова, «ведисты [признающие подлинность «Велесовой книги»] верят (и ведают), что и до Иисуса Христа к славянам и др. народам приходили Сыны Бога. Приходил также Мессия Сын Божий и через 400 лет после Христа» — князь Русколани Муж Правый Бус Белояр (Старый Бус ). Крест Асов считает «ведическим» символом .

Согласно псевдоисторической реконструкции Асова, «славяно-русы» после долгих странствий остановились в «Русколани Антии», «первом славяно-русском государстве» с центром в Кияре, или Киеве Антском. Здесь князь Бус распространил ведическую веру вместе с учением о Прави, Яви и Нави (как идти «Путём Прави» ). Бус победил врагов, включая вождя готов Германариха . В конечном итоге побеждённый Бус был распят. По Асову это стало исторической основой для «легенды» о распятии Иисуса. Христиане «Русколани» и Боспора признавали Буса Христом, и Бус, подобно Христу, воскрес на третий день в воскресенье .

Асов утверждает, что каждые 532 года (период по количеству лет соответствует христианскому великому индиктиону , но конкретные великие индиктионы не связаны с хронологией Асова) рождается «великий Учитель Мира». Такой фигурой был Бус Белояр , который, по Асову, родился 20 апреля 295 года, затем — Ягайло Ган (фигура «Ягайло Ган смерд» была вымышлена А. И. Сулакадзевым ), который составил «Велесову книгу» («таковым Учителем мы вправе признать творца ВК [«Велесовой книги»]»), выходец из Польши, чем Асов объясняет полонизмы в её тексте (не объясняя, почему Ягайло плохо знает польские носовые, вставляя их в «Велесовой книге» не к месту, и почему Асов стремится устранить из текста эти полонизмы). Асов писал, что Ягайло Ган родился в 791 году (следовательно, Буса и Ягайлу разделяет 496 лет, а не заявленные 532 года) .

Асов дополнил «Велесову книгу» «новыми» частями — « Гимном Бояна » и надписью на « монументе княза Буса » . «Гимн Бояна» представляет собой «рунический текст», приписанный Бояну , древнерусскому поэту-певцу, упоминающемуся в « Слове о полку Игореве » и « Задонщине ». «Гимн» считается учёными фальсификацией, созданной в начале XIX века собирателем древностей Александром Сулакадзевым . Сулакадзев снабдил «Гимн» произвольным «переводом», где, в частности, упоминается Старый Бус в качестве отца Бояна и сына некого Злагора (или Злогора): « Старый Бус, Боянов отец, / Охранитель младого Волхва, / Славься над врагами » . Асов даёт свою транскрипцию и свой перевод «Боянова гимна», который он датирует IV веком, благодаря чему, основываясь на ряде псевдонаучных построений, «устанавливает» дату рождения Буса (20 апреля 295 года). Надпись на монументе Бояна Асов обнаружил в Государственном историческом музее . Она представляет собою индуистский гимн, содержащий повторение священного слога Ом . В комментарии Асова утверждается, что до 368 году Бус произвёл реформу славянского календаря, и православная церковь в России пользуется им до настоящего времени .

См. также

Примечания

  1. Иордан . О происхождении и деяниях гетов. — СПб.: Алетейя, 1997. — С. 113—115.
  2. Щукин Б. М. Готский путь (готы, Рим и черняховская культура). СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. С. 230.
  3. Тихомиров М. Н. Происхождение названий «Русь» и «Русская земля» // Советская этнография . — 1947. — Т. VI—VII. — С. 78.
  4. Скржинская Е. Ч. Комментарий // Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). — СПб.: Алетейя , 2001. — С. 327—328.
  5. Розов В. А. Boz, Rex Antorum // Byzantinoslavica . — 1929. — T. I. — S. 208.
  6. Скржинская Е. Ч. Комментарий // Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). — СПб.: Алетейя , 2001. — С. 328.
  7. Трубачёв О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. — М. : Наука , 2003. — С. 13.
  8. Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новогорода-Северского Игоря Святославича. — М., 1800. — С. 25—26.
  9. Салмина М. А. от 15 марта 2007 на Wayback Machine // Энциклопедия «Слова о полку Игореве» : В 5 томах / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Ред. кол.: Л. А. Дмитриев , Д. С. Лихачёв , , О. В. Творогов (отв. ред.). — СПб. : Издательство «Дмитрий Буланин», 1995. — Т. 1. А—В. — 276 с.
  10. Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени. — Пг.: 2 Государственная типография, 1919. — С. 10, прим. 1.
  11. Третьяков П. Н. Восточнославянские племена. — М.: Академия наук СССР , 1953. — С. 147.
  12. Свод древнейших письменных известий о славянах. — М.: Восточная литература , 1994. — Т. I. — С. 159—160.
  13. , Глава 8. Неоязычество, христианство и антисемитизм, раздел Неоязычники и христианство.
  14. , с. 128—147.
  15. , с. 128—129.
  16. , Глава 7. Мифы русского неоязычества: национализм, мегаломания и травматическое сознание, раздел Свет с севера.
  17. , с. 396—404.

Литература

В неоязычестве
Источник —

Same as Бож