Interested Article - Гелос (мифология)
- 2021-05-05
- 1
Гелос ( греч. Γέλως ) — в древнегреческой мифологии бог смеха, а также его олицетворение. Гелос состоял в свите бога виноделия и веселья Диониса наравне с Комосом , богом пиршеств и веселья. В древнеримской мифологии подобного бога звали Ризус. По мнению некоторых исследователей к почитанию богов смеха восходит День смеха , отмечаемый первого апреля. Его противоположностью и богом насмешки и скверного смеха является Мом.
Мифология
Согласно писателю Филострату Лемносскому , Гелос состоял в свите бога виноделия и веселья Диониса наравне с Комосом , богом пиршеств и веселья . В его работе «Картины» («Изображения», греч. Εἰκόνες ) приводится описание картины «Андрийцы», изображающей винодельческое празднество бога реки. На него прибывает на корабле Дионис со своим сопровождением: « сатиров , вакханок , силенов , сколько их только ни есть». Эта картина пиршества завершается следующими сведениями: «Везёт он с собой и богов смеха и шумного праздника, самых весёлых и любящих кутёж больше, чем кто другой из богов, чтобы Дионису было приятно наслаждаться вином и праздником у этой реки» .
Согласно Плутарху , ссылающемуся на , как минимум одна статуя бога смеха была возведена в Спарте по распоряжению Ликурга . По другому сообщению Плутарха, в Спарте также находилось святилище бога смеха, расположенное по соседству с храмами Танатоса , бога смерти, Фобоса , бога страха и других подобных им божеств .
В римской мифологии подобного бога звали Ризус или Резус ( лат. Risus — смех) . О степени его популярности может свидетельствовать эпитеты, под которыми он почитался — deus sanctissimus и gratissimus . В честь Ризуса (Гелоса) в греческой Фессалии (город Гипата), по словам древнеримского писателя Апулея , проводилось ежегодное празднество . В его романе « Золотой осёл » ( Asinus aureus ) после того, как главного персонажа — юношу Луция — оправдали, судьи обратились к нему следующим образом: «Итак, выбрось из головы это огорчение и гони печаль от своей души. Ведь игры эти, которые мы торжественно и публично справляем ежегодно в честь всемилостивейшего бога Смеха, всегда украшаются какой-нибудь новой выдумкой» . Филолог В. Я. Пропп , приводя фольклорные и исторические примеры своего тезиса о том, что «смех не только сопровождает вступление в жизнь, но и вызывает его», является «фактором жизни и смерти», упоминал почитание богов смеха в античных Греции и Риме . По мнению историка культуры, фольклориста М. И. Шахновича , именно к культу древнеримского бога смеха восходит День смеха , отмечаемый первого апреля. Устраиваемый в его честь апрельский праздник после падения Римской империи получил распространение в Европе, а позднее и по всему миру . На генезис Дня обманов и розыгрышей от почитания римского бога смеха указывали и другие авторы .
В массовой культуре
В комиксе DC «Лига справедливости #42» Чудо-женщина заявляет Бэтмену , что настоящим именем Джокера является Гелос — с её слов, Гелос был богом циничного смеха и «насмехался над теми, кто мучился от боли, глумился над умирающими мужчинами и женщинами». По словам Чудо-женщины, её мать особенно ненавидела Гелоса за его цинизм . В иронической книге психолога В. Л. Леви , греческий бог, в отличие от Мома , назван ответственным за добрый и радостный смех, а по поводу присутствия в Спарте храмов Гелоса, Танатоса и Фобоса автор заметил: «…смерть, страх и смех и внутри нас живут рядышком…» .
Примечания
- Филострат Лемносский , Картины , 1. 25
- ↑ , с. 91.
- , с. 50—51.
- Плутарх, Сравнительные жизнеописания , Ликург. 25. 2
- Плутарх, Сравнительные жизнеописания , Клеомен . 9. 1
- ↑ , с. 145.
- Апулей , Золотой осёл 2. 31, 3. 2 & 3. 11 ff
- , с. 95.
- , с. 91.
- , с. 110.
- , с. 85—86.
- Лещинская В. В. . — М. : Аделант, 2009. — С. 132. — 544 с. — ISBN 978-5-93642-183-9 .
- . Дата обращения: 16 февраля 2020. 16 февраля 2020 года.
- , с. 112—113.
Литература
- Апулей. Золотой осёл / Пер. М. Кузмина под редакцией С. Маркиша и А. Сыркина. — М. : Гослитиздат, 1956. — С. 95. — 292 с.
- Г. Г. Бандиленко . Гелос // Мифологический словарь / Гл. ред. Мелетинский Е. М. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 672. — 145 с.
- Кондрашов, А. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедия. — М. : РИПОЛ классик, 2005. — 768 с.
- Леви В. Л. Комическая атака. — М. : Торобоан, 1984. — 352 с. — (Доверительные разговоры). — ISBN 978-901226-19-3.
- Молок Д. Ю. Р. М. Рильке об Архаической улыбке // Введение в храм. Сборник статей / Под ред. Л. И. Акимовой. — М. : Языки русской культуры, 1997. — С. 89—93. — 800 с. — ISBN 5-7859-0008-4 .
- Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). (Собр. тр. В. Я. Проппа.) / Науч. ред., комм. Ю. С. Рассказова. — М. : Лабиринт, 1999. — 285 с. — ISBN 5-87604-065-7 .
- Филострат Старший, Филострат Младший. Картины. Каллистрат. Статуи / Примечания, перевод и введение С. П. Кондратьева. — Л. : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1936. — 192 с.
- Шахнович М. И. Приметы верные и суеверные. Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия. — Л. : Лениздат, 1984. — 190 с.
- Юдин В. Н. Дни величальные : страницы народного христианского календаря. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1992. — 320 с.
- 2021-05-05
- 1