Interested Article - Архивы планеты

Пирамида Хеопса . 1914 год

Архи́вы плане́ты ( фр. Les archives de la planète ) — проект, осуществлявшийся с 1908 по 1931 год с целью фотографирования национальных культур по всему миру. Он был спонсирован французским банкиром Альбером Каном . В результате было отснято 183 000 метров плёнки и 72 000 цветных фотографий из 50 стран. Начавшись с кругосветного путешествия , которое Кан совершил со своим шофёром, проект расширился и включил в себя экспедиции в Бразилию , сельскую Скандинавию , Балканы , Северную Америку , Ближний Восток , Азию и Западную Африку . В ходе путешествия Кан документировал исторические события, такие как последствия Второй Балканской войны , Первая мировая война и война за независимость Турции . Проект был вдохновлён интернационалистическими и пацифистскими убеждениями Кана. Проект был остановлен в 1931 году после того, как Кан потерял большую часть своего состояния в результате краха фондового рынка в 1929 году . С 1990 года коллекция находится в ведении (англ.) . Большинство изображений доступны в Интернете.

История

Лама . Пекин , 1913

В ноябре 1908 года Альберт Кан, французский банкир из еврейской семьи, сколотивший состояние на спекуляциях на развивающихся рынках , отправился в кругосветное путешествие со своим шофёром Альфредом Дутертре . Дутертр фотографировал места, которые они посетили, используя технику, называемую стереографией , которая была популярна среди путешественников, поскольку её фотопластинки были маленькими и требовали короткого времени экспозиции . Он также привёз плёночную камеру Pathé и несколько сотен цветных пластинок . Сначала они остановились в Нью-Йорке , затем в Ниагарском водопаде и Чикаго . После краткого пребывания в Омахе (штат Небраска ), Дутертр и Кан отправились в Калифорнию , где Дутертр сделал снимки руин, оставшихся после землетрясения 1906 года в Сан-Франциско . 1 декабря они вдвоём сели на пароход, идущий в Иокогаму в Японии . По дороге они провели девятнадцать часов на остановке в Гонолулу ( Гавайи ) . Они пересекли линию перемены дат 12 декабря и прибыли в Иокогаму шесть дней спустя . После Японии их путешествие по Азии проходило через Китай , Сингапур и Шри-Ланку .

Вернувшись во Францию, Кан нанял профессиональных фотографов Стефана Пассе и Огюста Леона, последний из которых, вероятно , отправился с Каном в поездку по Южной Америке в 1909 году , во время которой были сделаны цветные фотографии Рио-де-Жанейро и Петрополиса . Другие экспедиции включали посещение Леоном сельской местности Норвегии и Швеции в 1910 году .

Проект официально начался в 1912 году, когда географ Жан Брюн согласился руководить проектом в обмен на кафедру в Коллеж де Франс , предоставленную Каном. Стереография была заменена автохромным процессом , который давал цветные фотографии, но требовал длительной экспозиции, и были добавлены движущиеся изображения . Кан задумал проект как «инвентаризацию поверхности земного шара, населённой и освоенной человеком, какой она предстаёт в начале XX века» , и надеялся, что проект будет способствовать его интернационалистским и пацифистским идеалам, а также документированию исчезающих культур . Философ Анри Бергсон , близкий друг Кана, оказал сильное влияние на этот проект .

В 1912 году Пассет был отправлен в Китай (первая официальная миссия проекта) и Марокко , в то время как Брюнес отправился с Леоном в Боснию и Герцеговину , а затем в 1913 году Македонию . Экспедиция была прервана Второй Балканской войной; когда война закончилась, Пассет отправился в регион, чтобы задокументировать её последствия .

Леон совершил две поездки в Великобританию в 1913 году, фотографируя достопримечательности Лондона , такие как Букингемский дворец и собор Святого Павла , а также сцены в сельской местности Корнуолла . В том же году Маргарет Меспуле, единственная женщина, работавшая фотографом в проекте, отправилась на запад Ирландии . После Британии Леон отправился в Италию в сопровождении Брюнса . В том же году Пассет вернулся в Азию. Сначала он отправился в Монголию , а затем в Индию , где в январе 1914 года британские власти отказали ему в проезде через Хайберский перевал в Афганистан , где он хотел сфотографировать народ афридии . В том же году армейский офицер и фотограф-доброволец Леон Буси прибыл во Французский Индокитай , где пробыл до 1917 года .

Начало Первой мировой войны заставило изменить фокус проекта. Кан, будучи французским патриотом, несмотря на свои интернационализм, послал своих фотографов запечатлеть последствия войны для Франции и разрешил использовать фотографии для пропаганды , хотя большинство фотографов держались подальше от линии фронта . В 1917 году Кан заключил сделку с армией, чтобы два их фотографа сделали снимки для его Архива. Фотографии времён войны в конечном итоге составили 20 % Архива .

В 1920-х годах фотографов посылали в Ливан , Палестину и Турцию, где они документировали французскую оккупацию Ливана и турецкую войну за независимость . Фредерик Гадмер был отправлен в Веймарскую Германию в 1923 году; среди сцен, которые он снимал, были последствия неудавшегося сепаратистского восстания Рейнской республики в Крефельде . Последняя поездка в Индию была совершена в 1927 году, где фотограф Роже Дюма запечатлел золотой юбилей (англ.) , правителя штата Капуртала . В декабре предыдущего года Дюма был в Японии на похоронах императора Ёсихито .

В 1920-х годах фотографы Кана несколько раз возвращались в Америку. В 1923 году Люсьен Ле Сен снял фильмы о французском рыбаке в Северной Атлантике . В 1926 году Брюн и Гадмер в течение трёх месяцев путешествовали по Канаде , посетив, помимо прочего, Монреаль , Виннипег , Калгари , Эдмонтон и Ванкувер . В 1930 году Гадмер организовал первую и единственную крупную экспедицию проекта в Африку к югу от Сахары , во французскую колонию Дагомея (современный Бенин ) .

К 1931 году, когда проект был остановлен после краха фондового рынка в 1929 году , который обанкротил Кана, операторы Кана посетили 50 стран и собрали 183 тысячи метров плёнки, 72 тысячи автохромных цветных фотографий, 4000 стереограмм и 4000 чёрно-белых фотографий .

Содержание Архива

Мулен Руж ( Париж , 1914)

Дэвид Окуэфуна описывает Архив как «монументально амбициозную попытку создать фотографическую запись человеческой жизни на Земле» , а содержание Архива очень разнообразно по тематике . Во время первых экспедиций в Европу Брюнхес поручал фотографам запечатлеть географию, архитектуру и культуру мест, которые они посещали, но также дал им свободу фотографировать другие вещи, которые привлекли их внимание . Изображения в Архиве включают такие достопримечательности, как Эйфелева башня , пирамида Хеопса в Гизе , Ангкор-Ват , Тадж-Махал , а также многочисленные портреты представителей рабочего класса в Европе и членов традиционных обществ в Азии и Африке . Во многих случаях операторы Кана делали некоторые из самых ранних цветных фотографий своих пунктов назначения . Из-за длительной выдержки, необходимой для автохромирования, фотографы в основном ограничивались съёмкой неподвижных или позирующих объектов .

Около пятой части фотографий в Архиве были посвящены Первой мировой войне . Они включали изображения тыла, военной техники, портреты отдельных солдат (в том числе некоторых из французской колониальной империи ) и зданий, повреждённых в результате обстрелов . Лишь на нескольких фото явно изображены мёртвые солдаты .

Некоторые материалы в Архивах были противоречивыми, в частности, фильм, снятый Леоном Буси, в котором вьетнамская девочка-подросток раздевается . Занятый проинструктировал девушку пройти через её ежедневный ритуал одевания; он снял фильм не в фокусе, чтобы скрыть её наготу . На других кадрах, снятых в Касабланке в 1926 году, проститутки обнажали свою грудь .

Архив также включает в себя тысячи портретных фотографий, в основном снятых в поместье Кана в Булонь-Бийанкур . Среди них такие государственные деятели, как премьер-министр Великобритании Рамсей Макдональд , премьер-министр Франции Леон Буржуа , британский физик Джозеф Томсон , французские писатели Колетт и Анатоль Франс , бенгальский поэт Рабиндранат Тагор , американский лётчик Уилбур Райт и многие другие .

С 1990 года коллекция находится в ведении (англ.) , который сделал большинство изображений доступными для широкой публики в Интернете .

Галерея

См. также

Примечания

  1. , pp. 265–267.
  2. , p. 81.
  3. , pp. 82–83.
  4. , p. 84.
  5. , p. 185.
  6. , p. 267.
  7. , p. 85.
  8. , p. 273.
  9. , pp. 267–268.
  10. , pp. 218–219.
  11. , p. 261.
  12. , pp. 99–101.
  13. , p. 51.
  14. , pp. 275–276.
  15. , pp. 20–21.
  16. , pp. 24–25.
  17. , pp. 191–194.
  18. , pp. 229–233.
  19. , pp. 262–263.
  20. , p. 131.
  21. , pp. 276–277.
  22. , p. 92.
  23. , pp. 26–27.
  24. , pp. 194–195.
  25. , pp. 87–87.
  26. , pp. 286–287.
  27. , p. 156.
  28. , p. 13.
  29. , p. 20.
  30. , pp. 29.
  31. , p. 300.
  32. , p. 258.
  33. , p. 222.
  34. , pp. 28–80.
  35. , pp. 208–211, 242–253, 306–309.
  36. , pp. 222, 287, 300.
  37. , p. 55.
  38. , pp. 140–179.
  39. , p. 175.
  40. , p. 232.
  41. , pp. 283–284.
  42. , pp. 283–284.
  43. , pp. 310–319.
  44. , p. 263.

Литература

  • Amad, Paula. Counter-Archive: Film, the Everyday, and Albert Kahn's Archives de la Planète. — Columbia University Press, 2010. — ISBN 978-0-231-13500-9 .
  • de la Bretèque, François (April–June 2001). "Les archives de la planète d'Albert Kahn". Vingtième Siècle. Revue d'histoire (фр.) (70): 156—158. doi : . JSTOR .
  • Bloom, Peter J. French Colonial Documentary: Mythologies of Humanitarianism. — University of Minnesota Press, 2008. — ISBN 978-0-8166-4628-9 .
  • Johnson, Brian (Summer 2012). "Review: Middle East: the Birth of Nations—Albert Kahn's Archive of the Planet". Review of Middle East Studies . 46 (1): 92—93. doi : . JSTOR .
  • de Luca, Tiago. A Disappearing Planet // Planetary Cinema: Film, Media and the Earth. — Amsterdam University Press, 2022. — P. 259–298. — doi : .
  • Lundemo, Trond. Mapping the World: Les Archives de la Planète and the Mobilization of Memory // Memory in Motion: Archives, Technology and the Social. — Amsterdam University Press, 2017. — P. 213–236. — ISBN 9789462982147 . — doi : .
  • Okuefuna, David. The Dawn of the Color Photograph: Albert Kahn's Archives of the Planet. — Princeton University Press, 2008. — ISBN 978-0-691-13907-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Архивы планеты