Воспоминания Шерлока Холмса
- 1 year ago
- 0
- 0
Воспоминания о Байройте ( фр. Souvenirs de Bayreuth ) — сочинение Габриэля Форе и Андре Мессаже для фортепиано в четыре руки, первоначально представлявшее собой их совместную импровизацию и затем записанное Мессаже . В недатированной рукописи носит подзаголовок «Кадриль на излюбленные мотивы из „Кольца нибелунга“ Р. Вагнера» ( фр. Quadrille sur les motifs favoris de l'Anneau de Niebelung, R. Wagner ). Примерная продолжительность звучания 5 минут.
Кадриль , французский народный танец, состоит из пяти фигур, в соответствии с этим пьеса Форе и Мессаже состоит из пяти частей. Каждая из них основана на фрагментах музыки оперной тетралогии Рихарда Вагнера « Кольцо нибелунга ». Первая фигура построена на боевом кличе Брунгильды Hojotoho и полёте валькирий из оперы « Валькирия », вторая — на лейтмотиве волшебного шлема из оперы « Золото Рейна », третья — на любовной песни Зигмунда из «Валькирии», четвёртая — на лейтмотиве волшебного огня и финальной арии Вотана из «Валькирии», пятая — на арии Зигфрида из третьего действия оперы « Сумерки богов » и песне дочерей Рейна, которой начинается и заканчивается тетралогия.
«Воспоминания о Байройте», как считается, написаны вслед за аналогичной пьесой Эммануэля Шабрие « » (также кадрили, но по мотивам оперы Вагнера « Тристан и Изольда ») и датируются 1888 годом , после того, как в этом году Форе и Мессаже вместе побывали на вагнеровском Байройтском фестивале . Средства для этой совместной поездки музыкантов были собраны благотворительницей и хозяйкой известного парижского салона , и написанная по итогам поездки пьеса впервые прозвучала в её салоне . Впервые опубликованы в 1930 году с несколько изменённым подзаголовком « Фантазия в форме кадрили на излюбленные темы тетралогии Р. Вагнера» ( фр. Fantaisie en forme de quadrille sur les thèmes favoris de la Tétralogie de R. Wagner ). Жерар Женетт видел в «Воспоминаниях о Байройте» характерный пример иронического и пародийного начала, заложенного в самом жанре музыкальной фантазии на заданные темы .
Форе восхищался музыкой Вагнера, но это восхищение не мешало ему относиться к тому, что было связано с немецким композитором, критически . Отмечается, что такой критический взгляд на вершины немецкой культуры был важен для французской культуры, оправлявшейся от потрясения после поражения страны во Франко-прусской войне . Заложенная Шабрие, Форе и Мессаже традиция салонных музыкальных пародий имела продолжение у Эрика Сати с его «Тощим танцем» ( фр. Danse maigre ; 1913) ; позднее, в 1924 году, Сати должен был по заказу Сергея Дягилева написать балет «Кадриль» на основе кадрилей Шабрие, Форе и Мессаже (в качестве сценографа планировался Жорж Брак ), однако этот замысел не был реализован .
Музыку «Воспоминаний о Байройте» Эмили Килпатрик расценивает как «залихватски прямолинейную в одних частях и язвительно изощрённую в других» ( англ. gleefully unsubtle in some parts, bitingly sophisticated in others ) .
, высоко оценивавший внесение юмористической ноты в вагнерианский культ , переложил «Воспоминания о Байройте» для фортепиано соло .